«Актер выправляется работой»
Актер и преподаватель Валерий Кириллов — о том, как он выбирает будущих актеров, о скоморошестве и о том, что общего между театром и книжной полкой
Я преподаю в Ярославском институте с 1988 года, стал ассистентом педагога по мастерству актера, еще когда учился на четвертом курсе. Мой последний курс целиком взяли в театр, десять человек: Халюзов, Карпов, Даушев. Это был специальный курс при театре, уже со второго курса они начали не просто выходить в массовке, а играть роли. Актер выправляется работой. Основная задача артиста — научиться слушать себя. Есть один критерий — твоя внутренняя правда. Это закладывается на первом и втором курсе.
Чем мы занимаемся четыре года? Мы расшатываем нервную систему, делаем человека более восприимчивым к щелчку пальцев. Искусство начинается там, где заканчивается «не могу».
Студентов выбираю тщательно, мне важна прежде всего эмоциональная заразительность, наличие энергетики. Типаж особого значения не имеет. Важно наличие темперамента, подвластного контролю мозга. Актер необязательно должен быть умным, он должен быть легко возбудим. У нас скоморошья профессия. Скоморошество — это нормальная жажда человека излить себя, показать в разных лицах. Вообще, обучение актерскому ремеслу — это ненормальный процесс. Чем мы занимаемся четыре года? Мы расшатываем нервную систему, делаем человека более восприимчивым к щелчку пальцев. Искусство начинается там, где заканчивается «не могу». Трагическое мироощущение, которое должно присутствовать в природе артиста, воспитывается за пределами твоего «могу». В Ярославле всегда шли на звезд, Театр Волкова всегда был актерским театром. За последнее время актерским театр не перестал быть, но он стал более режиссерским. По-европейски режиссерским — благодаря постановкам Марчелли, постановке Тимофея Кулябина. В последние годы взят небольшой крен в сторону фестивального искусства, скандального искусства. Но Марчелли этого и не скрывает. Если, например, Додин исследует сторону трагического, то Марчелли исследует тайные лабиринты подсознания, пограничное состояние души. Это может не нравиться, но очевидно, что он не стремится развлекать, театр для него не является праздным занятием. Важно, что на наших площадках происходят очень разные события. Как говорил один мой знакомый: «Театр в области — это не гастроном, театр в области — это большая книжная полка». Ты можешь взять с нее бульварный роман, а можешь — полное собрание классика.