«Иногда музыку проще написать, чем найти»
Игорь Есипович, заведующий музыкальной частью, — о том, как создается музыка в спектакле, об особенностях работы с Марчелли и о том, зачем люди ходят в театр
Я работаю здесь уже почти пять лет, до этого работал в Омске, тоже с Марчелли. Моя работа проходит в репетициях. В городе я нашел музыкантов, которым нравится театральная работа, ее специфика. В репертуаре много спектаклей с живой музыкой. Назвать любимый спектакль сложно: все спектакли Марчелли для меня дороги. Я подключаюсь к работе над спектаклем с самого начала — читаю пьесу, хожу на читки. Когда актеры встают на ноги, начинается моя самостоятельная работа. Встречаюсь с режиссером, приношу музыку, выслушиваю пожелания. Режиссеры работают по-разному: кто-то формулирует конкретный запрос, не дает отступить в сторону, с кем-то это свободный процесс. Марчелли работает по-особому — до самого конца непонятно, как будет выглядеть спектакль. Очень много работы в стол, но это тоже не исчезает бесследно. Вообще, Марчелли любит стилевую эклектику в музыке. Иногда музыкальное решение определяет концепцию спектакля. Например, с Праудиным мы делали спектакль по водевилям Чехова, где в основе лежала музыка из «Травиаты». Но иногда музыку проще написать, чем найти.
Режиссеры работают по-разному: кто-то формулирует конкретный запрос, не дает отступить в сторону, с кем-то это свободный процесс. Марчелли работает по-особому — до самого конца непонятно, как будет выглядеть спектакль
Я всегда занимался музыкой, работал в ансамбле, параллельно учился в медицинском институте в Омске. Однажды мой предшественник в Омском театре попросил его ненадолго заменить, я ввелся в спектакль и остался в театре. Только лет через десять понял, куда я попал. Понял, что другим уже не смогу заниматься. Интересно, когда что-то происходит в первый раз. Помню, как первый раз записывал свою музыку с огромным симфоническим оркестром — для спектакля «Лоренцаччо» в Омске. Может, это и не очень удачный спектакль, но для меня это был первый опыт, который впоследствии позволил мне не бояться многих вещей. Первый мюзикл, первая работа в кино — это этапы. В Ярославском театре я впервые вышел на сцену как актер, в спектакле Марчелли у меня была роль со словами. Здесь я впервые выступил в качестве музыкального руководителя и режиссера музыкальных спектаклей. Музыка — это безусловное искусство, а театр условен. Музыка в театре — вспомогательный элемент, но она вводит зрителя в определенное эмоциональное состояние, нужное для восприятия замысла режиссера. Люди ходят в театр, как и на концерты, ради живых людей, ради обмена энергиями, ради общения.