«Наш театр — это градообразующее предприятие»

Ярославский театр имени Волкова носит звание первого русского профессионального драматического театра. Времена бывали разные — после расцвета в 60-70-х при Фирсе Шишигине наступил спад. В последние годы, благодаря работе директора Бориса Мездрича, режиссера Сергея Пускепалиса и нынешнего художественного руководителя Евгения Марчелли, Театр имени Волкова переживает расцвет. В театре кипит жизнь: работает Центр имени Кости Треплева, где ставят современную драматургию, проводятся лаборатории и читки, спектакли театра регулярно приезжают на «Золотую Маску». Сотрудники театра рассказали о том, как живет Волковский, что изменилось в последние годы и из чего складывается биография первой русской сцены.

  • Здание Театра драмы им. Ф. Волкова

  • Здание Театра драмы им. Ф. Волкова

  • Служебный вход театра

  • Зрительское фойе

  • Фойе второго этажа

  • Зрительный зал

  • Зрительный зал

  • Подготовка сцены перед спектаклем «Иван Царевич»

  • Спектакль «Иван Царевич». Взгляд из-за кулис

  • Спектакль «Иван Царевич». Взгляд из-за кулис

  • Закулисье

  • Спектакль «Иван Царевич». Взгляд из-за кулис

  • Костюмерный цех

  • Закулисье

  • Закулисье

  • Зрительский гардероб

  • Фойе театра

  • Фойе театра

  • Ольга Хачатрян, заведующая декорационным и бутафорскими цехами

  • Сотрудники декорационного и бутафорского цехов

  • Игорь Есипович, заведующий музыкальной частью

  • Александр Кузин, режиссер и театральный педагог

  • Актриса Татьяна Малькова

  • Актер и преподаватель Валерий Кириллов

  • Ведущие специалисты осветительного цеха Галина Асташина и Елена Медная

  • Театровед Маргарита Ваняшова,

  • Авторы Анна Банасюкевич и Филипп Дзядко

  • Актриса Елена Смышляева

  • Актеры Руслан Халюзов и Максим Подзин

  • Максим Подзин, Елена Смышляева и Максим Подзин

  • Евгений Марчелли

«Выйти на первую русскую сцену»

Три молодых актера Театра имени Волкова — о том, как оказались в Ярославле, и о работе с Марчелли

Руслан Халюзов, актер: С 7-го класса я ходил в театр-студию в Ногинске, там я понял, что хочу этим заниматься. Поступал во все пять театральных вузов, очень сильно хотел попасть к Женовачу и в Школу-студию МХАТ, но понимал, что не попаду на курс к Райкину, я вообще не в его формате. Но я приехал сюда, и меня сразу взяли на курс при театре. В 1997 году сюда приехал режиссер Владимир Георгиевич Боголепов, ученик Гончарова. Тут была стандартная ситуация для театров во второй половине 90-х — игрались спектакли три раза в неделю. В пятницу, в субботу и по возможности в воскресенье. И спектакли такого порядка, как «Безобразная Эльза». Боголепов решил театр поднять, налаживал спектакли, репертуар, старался вывести его на ежедневные показы с одним выходным, как это полагается. И вот к 2001 году был сделан курс. Курсы и до этого набирались, но в основном все рассасывались, один-два человека оставались. А он так ловко соединил в себе время, что нас выпустилось 13 человек с курса, а работают сейчас в театре 9. Нам всем сейчас 30-35 лет, рабочие лошади в самом соку. Хочется сделать что-то для развития внимания нашего довольного консервативного зрителя, равнодушного к современной драматургии, к современным решениям. Хочется, чтобы зритель хотел видеть что-то новое, живое. Хочется сделать что-то для того дома, в котором я служу. Сейчас молодая публика стала понимать, что тут не только все для бабушек делают или бульварщину ставят. Молодых стало больше в зале. А очень важно, чтобы и через 30 лет мои нынешние сверстники продолжали ходить в театр. Отчасти для этого и для разных экспериментов был создан Центр Треплева. Здесь любой артист имеет право сделать любую работу; затем эту работу покажут директору или заместителю директора, и будет приниматься решение о включении в репертуар. Так получилось у актрисы нашего театра Наташи Асанкиной: она сделала прекрасный моноспектакль по рассказам Набокова и вплела туда вместе с режиссером — тоже артистом Володей Майзингером — русский романс. Что самое интересное — наш руководитель курса, Валерий Юрьевич Кириллов, поставил там же два спектакля, которые не имеют отношения к современной драме. И это очень правильная политика: есть зрители, которые хотят посмотреть классическую постановку в камерном формате, в формате близкого контакта с актером — это тоже делают в Центре Треплева.

Елена Смышляева, актриса: «С Марчелли работать очень легко и свободно. Это самое важное — здесь нет препятствий, конфликтов. Он находит в тебе именно то, что нужно. Здесь все смотрят в одну сторону, все делают одно дело, от охранников до актеров. Я такое первый раз вижу. Театр очень важен для города.   Максим Подзин, актер: Каждый год здесь проходит студенческий фестиваль БТР, в котором участвуют студенты из разных городов и институтов. Институт, в котором учился я, Красноярский государственный театральный институт, не был исключением. Это своего рода актерская биржа. На тебя смотрят режиссеры со всех городов, иногда самых отдаленных — у них недобор, они предлагают тебе зарплату, квартиру, лишь бы поехал. У меня есть знакомые, которые соглашаются и отлично себя чувствуют. И еще ты же выходишь на первую русскую сцену — это настоящий класс. Так вот девочка с моего курса очень хотела сюда попасть. И она говорит: «Давай попробуем, очень хочу Марчелли показаться». А я о нем ничего на тот момент не знал. Мы показались, и нам отказали. А на следующий день я пошел на спектакль, и ко мне в фойе подошел Марчелли и, как бы извиняясь, сказал: «Если у тебя нет других предложений и тебе нечего делать, можешь приехать к нам работать». Так я попал в Театр Волкова.