«Наш театр — это градообразующее предприятие»

Ярославский театр имени Волкова носит звание первого русского профессионального драматического театра. Времена бывали разные — после расцвета в 60-70-х при Фирсе Шишигине наступил спад. В последние годы, благодаря работе директора Бориса Мездрича, режиссера Сергея Пускепалиса и нынешнего художественного руководителя Евгения Марчелли, Театр имени Волкова переживает расцвет. В театре кипит жизнь: работает Центр имени Кости Треплева, где ставят современную драматургию, проводятся лаборатории и читки, спектакли театра регулярно приезжают на «Золотую Маску». Сотрудники театра рассказали о том, как живет Волковский, что изменилось в последние годы и из чего складывается биография первой русской сцены.

  • Здание Театра драмы им. Ф. Волкова

  • Здание Театра драмы им. Ф. Волкова

  • Служебный вход театра

  • Зрительское фойе

  • Фойе второго этажа

  • Зрительный зал

  • Зрительный зал

  • Подготовка сцены перед спектаклем «Иван Царевич»

  • Спектакль «Иван Царевич». Взгляд из-за кулис

  • Спектакль «Иван Царевич». Взгляд из-за кулис

  • Закулисье

  • Спектакль «Иван Царевич». Взгляд из-за кулис

  • Костюмерный цех

  • Закулисье

  • Закулисье

  • Зрительский гардероб

  • Фойе театра

  • Фойе театра

  • Ольга Хачатрян, заведующая декорационным и бутафорскими цехами

  • Сотрудники декорационного и бутафорского цехов

  • Игорь Есипович, заведующий музыкальной частью

  • Александр Кузин, режиссер и театральный педагог

  • Актриса Татьяна Малькова

  • Актер и преподаватель Валерий Кириллов

  • Ведущие специалисты осветительного цеха Галина Асташина и Елена Медная

  • Театровед Маргарита Ваняшова,

  • Авторы Анна Банасюкевич и Филипп Дзядко

  • Актриса Елена Смышляева

  • Актеры Руслан Халюзов и Максим Подзин

  • Максим Подзин, Елена Смышляева и Максим Подзин

  • Евгений Марчелли

 

«Это всегда было исповедальное служение»

Маргарита Ваняшова, театровед, — о легендарном Фирсе Шишигине и об основных эпохах в жизни Театра Волкова

Мой роман с театром начался давно. Сколько себя помню — я с Волковским театром. Сначала была не в штате, в 2000 году, когда готовился юбилей театра, меня пригласили сотрудничать. Я историк театра, театровед, театральный критик, профессор театрального института, редактор журнала «Театральный круг», который мы выпускаем в Волковском. Я пережила множество смен руководства театра, застала много эпох, каждая из которых связана с тем или иным худруком. В прошлом году я издала книгу про Фирса Шишигина — это был гениальный человек, самородок. Он был в сложных отношениях с «системой», задавал неудобные вопросы, сидел в ГУЛАГе, потом всю жизнь преодолевал страх и создавал грандиозные спектакли. Его звали в столицу, но он оставался в провинции. Волковский театр никогда не вставал на сторону театра-развлечения, это всегда было исповедальное служение. В театре — определенная атмосфера, она требует соответствующей эстетики. Волковский исконно был классическим театром переживания. Был Глеб Дроздов, который пытался привнести брехтовскую систему, презентативую, яркую. Потом был Владимир Воронцов — режиссер трагической судьбы. Его роман с театром не сложился, но он сделал ряд прекрасных спектаклей, по Теннесси Уильямсу, по Леониду Андрееву. С приходом предыдущего директора, Мездрича, многое изменилось, он совершил революцию. Он сломал то инерционное движение, которое было в театре, эту ложную преданность традициям. Театр живет в определенном ритме. Сергей Пускепалис, который руководил театром до Марчелли, устраивал театральные марафоны, которые длились несколько часов кряду. Что-то игралось в подвале, потом на колосниках. Пускепалис приблизил общий стиль игры в театре к документальному существованию, он добивался кинематографической простоты, которая есть в его «Трех сестрах». Потом появился Центр Треплева на камерной сцене, где обосновалась молодая драматургия, молодая режиссура. Наш театр — это градообразующее предприятие, по крайней мере последние десятилетия. Театр преобразился — и внешне, и внутренне. При Марчелли он вошел в мейнстрим и российского, и мирового театра.