«Это всегда было исповедальное служение»
Маргарита Ваняшова, театровед, — о легендарном Фирсе Шишигине и об основных эпохах в жизни Театра Волкова
Мой роман с театром начался давно. Сколько себя помню — я с Волковским театром. Сначала была не в штате, в 2000 году, когда готовился юбилей театра, меня пригласили сотрудничать. Я историк театра, театровед, театральный критик, профессор театрального института, редактор журнала «Театральный круг», который мы выпускаем в Волковском. Я пережила множество смен руководства театра, застала много эпох, каждая из которых связана с тем или иным худруком. В прошлом году я издала книгу про Фирса Шишигина — это был гениальный человек, самородок. Он был в сложных отношениях с «системой», задавал неудобные вопросы, сидел в ГУЛАГе, потом всю жизнь преодолевал страх и создавал грандиозные спектакли. Его звали в столицу, но он оставался в провинции. Волковский театр никогда не вставал на сторону театра-развлечения, это всегда было исповедальное служение. В театре — определенная атмосфера, она требует соответствующей эстетики. Волковский исконно был классическим театром переживания. Был Глеб Дроздов, который пытался привнести брехтовскую систему, презентативую, яркую. Потом был Владимир Воронцов — режиссер трагической судьбы. Его роман с театром не сложился, но он сделал ряд прекрасных спектаклей, по Теннесси Уильямсу, по Леониду Андрееву. С приходом предыдущего директора, Мездрича, многое изменилось, он совершил революцию. Он сломал то инерционное движение, которое было в театре, эту ложную преданность традициям. Театр живет в определенном ритме. Сергей Пускепалис, который руководил театром до Марчелли, устраивал театральные марафоны, которые длились несколько часов кряду. Что-то игралось в подвале, потом на колосниках. Пускепалис приблизил общий стиль игры в театре к документальному существованию, он добивался кинематографической простоты, которая есть в его «Трех сестрах». Потом появился Центр Треплева на камерной сцене, где обосновалась молодая драматургия, молодая режиссура. Наш театр — это градообразующее предприятие, по крайней мере последние десятилетия. Театр преобразился — и внешне, и внутренне. При Марчелли он вошел в мейнстрим и российского, и мирового театра.