«Наш театр — это градообразующее предприятие»

Ярославский театр имени Волкова носит звание первого русского профессионального драматического театра. Времена бывали разные — после расцвета в 60-70-х при Фирсе Шишигине наступил спад. В последние годы, благодаря работе директора Бориса Мездрича, режиссера Сергея Пускепалиса и нынешнего художественного руководителя Евгения Марчелли, Театр имени Волкова переживает расцвет. В театре кипит жизнь: работает Центр имени Кости Треплева, где ставят современную драматургию, проводятся лаборатории и читки, спектакли театра регулярно приезжают на «Золотую Маску». Сотрудники театра рассказали о том, как живет Волковский, что изменилось в последние годы и из чего складывается биография первой русской сцены.

  • Здание Театра драмы им. Ф. Волкова

  • Здание Театра драмы им. Ф. Волкова

  • Служебный вход театра

  • Зрительское фойе

  • Фойе второго этажа

  • Зрительный зал

  • Зрительный зал

  • Подготовка сцены перед спектаклем «Иван Царевич»

  • Спектакль «Иван Царевич». Взгляд из-за кулис

  • Спектакль «Иван Царевич». Взгляд из-за кулис

  • Закулисье

  • Спектакль «Иван Царевич». Взгляд из-за кулис

  • Костюмерный цех

  • Закулисье

  • Закулисье

  • Зрительский гардероб

  • Фойе театра

  • Фойе театра

  • Ольга Хачатрян, заведующая декорационным и бутафорскими цехами

  • Сотрудники декорационного и бутафорского цехов

  • Игорь Есипович, заведующий музыкальной частью

  • Александр Кузин, режиссер и театральный педагог

  • Актриса Татьяна Малькова

  • Актер и преподаватель Валерий Кириллов

  • Ведущие специалисты осветительного цеха Галина Асташина и Елена Медная

  • Театровед Маргарита Ваняшова,

  • Авторы Анна Банасюкевич и Филипп Дзядко

  • Актриса Елена Смышляева

  • Актеры Руслан Халюзов и Максим Подзин

  • Максим Подзин, Елена Смышляева и Максим Подзин

  • Евгений Марчелли

«Иголочка с ниточкой»

Ольга Хачатрян, заведующая декорационным и бутафорскими цехами, — о том, как создается спектакль, и о связи между Джульеттой и эпоксидной смолой

Я работаю в Ярославском театре с 1994 года. По специальности я художник-оформитель. Пришла бутафором, потом стала мастером, потом — старшим мастером, потом — завпроизводством. Театр в моей жизни появился давно: в детстве занималась в театральной студии. В перестройку, когда зарплату нигде не платили, пришла работать в театр. Здесь тогда ставили «Сон разума» и не хватало рабочих рук. На спектакле я работаю с художником-постановщиком. Раньше художники приезжали с макетами, теперь, как правило, приезжают с эскизами. Мы делаем смету, распределяем работу по цехам, производим закупки. Потом перед премьерой художник приезжает снова, чтобы уже все доделать, отшлифовать детали. С точки зрения сценографии самым успешным спектаклем был «Фома». Тогда я еще в бутафорском цехе работала. Это приятно, когда открывается занавес — и сразу аплодисменты: не работе актера, а нам, нашей работе. Частично декорации изготавливаются в наших цехах, частично — заказываем по фирмам. Так как часто ездим на гастроли, требуются декорации из металлоконструкций — они изготавливаются на заводах. Нам привозят «скелеты», а мы их уже доделываем, обшиваем, бутафорим, декорируем, красим. Некоторые спектакли требуют большого количества рабочих рук, но мы все равно обходимся своими силами. В декорационном цехе работают трое, в бутафорском — четверо, двое в столярке. Раньше нам помогали практиканты, но молодежь не очень-то хочет работать. Трудно с большим количеством мягких декораций — например в спектакле «Бешеные деньги». Все надо делать вручную — иголочкой с ниточкой. Сейчас нам предстоит сложный спектакль «Ромео и Джульетта» — там много работы с пенопластом, с резьбой, с обклейкой, с эпоксидной смолой, со стеклотканью. Больше всего мне нравится видеть результат. Вроде бы ничего не было, а потом что-то красивое возникает на сцене. Когда я стала руководить людьми, было какое-то беспокойство: я очень люблю работать руками, а тут нужно просто организовать процесс. Когда что-то не успеваем, я подключаюсь сама — могу клеить, красить, шить.