«Коляда — блестящий артист, который пишет пьесы»

Николай Коляда — драматург, режиссер, преподаватель, создатель своей школы. В 2002 году его спектакль «Ромео и Джульетта», поставленный на малой сцене Свердловского театра драмы, где он сам сыграл роль Лоренцо, был номинирован на «Золотую Маску» в трех категориях, получил премию художник Владимир Кравцев. И до, и после работы Коляды становились и становятся настоящим событием. Чтобы составить портрет Николая Коляды, Кристина Матвиенко и Анна Банасюкевич поговорили с его учениками — актерами и драматургами — о секте, способах смотреть на мир, писать выдающиеся тексты и заставлять зрителя плакать

  • фотография Юрия Чеботаев

  • «Ромео и Джульетта», Театр драмы, Екатеринбург

  • «Ромео и Джульетта», Театр драмы, Екатеринбург

  • «Ромео и Джульетта», Театр драмы, Екатеринбург

«Меня Коляда любит — мне повезло»

Драматурги Злата Демина, Ярослава Пулинович и Полина Бородина — о своем обучении у Николая Коляды, вере в себя и необходимости оправдать надежды

 Злата Демина:

«Мне кажется, я изначально была чуть-чуть абстрагирована, у меня была другая эстетика, не такая, как у него. Тема и персонажи у меня были другие. Он меня, конечно, поддерживал как студентку и как-то направлял — именно в школе, по ремеслу. К твоим персонажам, обстановке и проблематике, мне кажется, он достаточно лоялен. Если студент влюбляется в него — а в основном студенты очарованы Колядой, — то пишет так, как если бы хотел подражать ему. Коляда не настаивает и не давит, это происходит самопроизвольно».

 Ярослава Пулинович:

«Когда все собираются, начинают обсуждать, кого Коляда любит, а кого — нет. Это постоянная тема среди учеников. Меня Коляда любит — мне повезло.

Я классический типаж Коляды: из деревни, в 16 лет приехала, не в валенках, правда, но тогда было лето! Писала стихи, прозу в тетрадках. Все, что я закончила, — это наш театральный институт. Все, что я знаю, — это самообразование. А Коляда дает тебе дикую веру в себя. Говорят: секта, но он верит в тебя, и это действительно много дает в энергетическом плане. Когда за тобой стоит такая сила, это очень сильно и важно. Ты начинаешь писать, ошибаться, снова писать, хотя бы для того, чтобы твой учитель, Николай Владимирович, прочитал эти строки. Чтобы не подвести его и оправдать его надежды.

Был день рождения у Коляды, и все его ученики, все, кто смог, приехали и выходили на сцену под музыку из «Маскарада» — так вот в зале практически не осталось людей, все оказались на сцене, больше ста человек. Я проходила тоже, смотрела ему в глаза и понимала: господи, мы не друзья, но у меня с ним внутренняя неразрывная связь, которая нас делает семьей. Я это чувствую, и это чувствуют все».

 Полина Бородина:

«Я тоже в этой теме «любит — не любит». Но я пришла уже сделанным человеком, не из деревни, умела говорить и с первым высшим. И я отличалась от 17-летних или от тех, кто впервые пришел в театр на свою пьесу, как Сигарев когда-то. Но меня Коляда научил каким-то жизненным вещам, которые на первый взгляд к драматургии не имеют никакого отношения. Я была из тех, кто своей болтологией может заткнуть кого угодно, занималась культурной урбанистикой и не догадывалась, что к жизни это не имеет отношения. А у него все настолько простое и от сохи, что я поняла, сколько лишнего и глупого в том, чем я занималась раньше. И научилась у него простоте, человеческому отношению, спесь сбила. Я училась его глазами смотреть на людей».