«Жить Надеяться Любить»

Клим — как художник во всей маньеристской красоте этого слова — важнейшая фигура петербургского «золотого века», пришедшегося на вторую половину 90-х. «Луна для пасынков судьбы» О’Нила, которую Клим поставил в Театре на Литейном и которая получила приз критики на «Маске-1998», возвращала смысл театра как присутствия: в артистах, медитативном темпе и задымлении «японского сада камней». Режиссер, драматург Клим — о безмолвии, дерзновенном смирении актеров, обсерватории, жизни мужчины. В стихах

  • Фотография Владимира Луповского

  • «Луна для пасынков судьбы», Театр на Литейном

  • «Луна для пасынков судьбы», Театр на Литейном

  • «Луна для пасынков судьбы», Театр на Литейном

­— «Луна для пасынков судьбы» была для Петербурга новым и незнакомым опытом — такого способа существования и умения выстраивать на сцене «настоящее продолженное время» тогда не видели в театре. Вспомните, как это было: было ли сложно артистам с вами и вам с артистами? 

Театр ведь «Безмолвие

как бы на пол часа»

Воскрешение из мертвых

Духа Предка

через наши Души

Тела

Голоса

если это случается

а это Великое Чудо

Великое Откровение

и без Помощников

Небесных здесь не обойтись

а они

прилетают

только в эту особую Тишину

Безмолвия в наших Душах

когда Разум

сосредоточен настолько

настолько исполнен Любовью

а Сердце Размышлением

что слова

Превращаются в Слово

особый Творящий

способный воскрешать

Голос

Логос

идущий из таких глубин

бесконечной смертности-бессмертности

Человеческого Бытия

что мы исчезаем

Времен больше нет

нет страдания

а только Свет Сострадания

если это случается

хоть с кем-нибудь из нас

то рождается

то чудо

которое Чехов назвал

пролетом ангела

да

это в нашем стремлении

но не в нашей воли

так что если кто-то утверждает

что это случалось

было это безмолвие

Оно приходило

значит актеры

были дерзновенно смиренны

и не мешали

творчеству

бесконечно одинокого

зрителя там в зале

Театр ведь

Творчество Пасынка Судьбы

там в зале-храме

актеры режиссеры художники

только помощники

так что спасибо

пролетающим ангелам

и ангелам

во человеческой плоти

хранивших и молившихся

Саше Лыкову

позвавшему в Петербург

к тому моменту потерявшего все в Москве

Юле Смирновой

приютившей и первой произнесшей

это «луна

для пасынков судьбы»

Ангелов Оль

Скорочкиной и Варгановой

подставлявших крылья

так что можно сказать

что и ходить то по земле

не нужно было

Тане Ткач

а какой нежностью

и мудрой любовью

был окружен спектакль

словное родное любимое дитя

со стороны удивительнейшего

из директоров

Вениамина Александровича Молочевского

и конечно Петербург

того волшебного времени

великих надежд

спасибо всем ангелам

во плоти

живой

эфирной и каменной

сопровождавшим

всем всем

и конечно волшебнейшим

исполненным

великой божественной

художественной бескомпромиссностью

Борису Шаповалову

и  Алексею Янковскому

это благодаря всем им

у нас что-то получалось

а та любовь

которой был окружен

этот спектакль в Москве

как вы понимаете

от нас требовалось так мало

просто открыться Лунному Свете

Из тех входящих в Лунный Свет

в живых остались только Джози

и Джим

первым ушел Андрюша Смирнов

как истинный лунный житель

затем исполненный невыносимой любви

и нежности к театру и миру

Женечка Меркурьев

затем метущаяся душа

Леня Осокин

остались Джози и Джим

дай Бог

им долгих лет жизни

ибо жить

это важно

 

 — Петербургский период скоро кончился — вы уехали, и город много потерял. А что вы думаете про Петербург начала 2000-х? Хотели ли бы в него вернуться? Как вообще место и время связываются в вашей судьбе? Вы их выбираете или они вас?

«облака стоЯт

словно гОры

нависАют

ты поднимаешь головУ

нет ничего только  небО

нет ничего кроме небА

и верхушек деревьЕв

птиц трАв

и темных вОд

маленьких весенних озЕр

и тебЯ

ибо ты в удивлении своем пред этим всем тоже небО

как в детствЕ

есть только ты и небО

миг счастьЯ

ты едешь в белые ночИ

чуть не сказала белые Очи

белые Очи

белые нОчи

а там белые ночи пойдут на убЫль

все произойдет незамЕтно

и все незаметно потеряет  свой смЫсл

а сейчас все уже зачатО

все находиться в восторге перед чудом жизни в себЕ

кто это испытал тот знаЕт

зелень сирень желтизна белизнА

темная синь леса у горизОнта

помню последний лЕд

вечЕр

мы идем вдоль ФонтанкИ

по Неве идет лЕд

ледохОд

Бог где то очень близкО

словно ты приблизился к его глазам так близкО

что вот вот еще мгновение и ты незаметно войдешь в негО

в этом чудо ПетербургА

Бог словно маленький мальчик рассматривает свой маленький сказочный картонный горОд

свой любимый картонный театрИк

и представляет как мЫ

как люди ходят по его улицАм

мы и ходИм

все остальное время шляемся как незанятые актерЫ

массовки но вОт

Бог ребенок кладет свои руки на стОл

кладет на них свою головкУ

и смотрит на ПетербУрг

мы идем по ФонтанкЕ

вечЕр

Петропавловская крепОсть

блик  ангелА

его темный силуЭт

ты на сценЕ

Он смотрИт

смысл жизни в этом городе в этих мгновениЯх».

Это из театрального текста «Петербург».

Что я еще могу сказать о Петербурге.

— Вернувшись не так давно в Москву, вы спектаклей пока не ставите, но занимаетесь лабораторией. А что вы в идеале бы хотели делать?

Лаборатория

без Обсерватории

бессмысленна

и жизнь

без служения Родине

для мужчины бессмысленна

та Родина

как писал гениальный Айги для меня Язык

так что служение Слову

что мы без Слова

а жизнь Театр

это не подвиг

и не героизм

на иное

дара нет

 

P.S.

ТЕАТР-ТЕАТР

как когда-то

чтобы не путаться

ибо все театр

МИР — ТЕАТР

игры тех или иных сил

назвал это лобное-подпольное место

Борис Юхананов

Жизнь

Смена Театров Жизни

на смену одному

приходит другое

СВЯТО МЕСТО

пусто не бывает

ТЕАТР

ИГРА

ЧЕЛОВЕК ИГРАЮЩИЙ

HOMO LUDENS

в этом самом HOMO

где их очень много

всяких HOMO

по крайней мере в Москве

начал уступать

уходить из этого святого места

93 был переломным

94 последним каким-то всплеском

уже умирающего

предыдущего театра

эпохи

веры человеческой души

в то

что этот самый театр

это нечто важное

как Вера

как религия

собственно в 93

театр

к которому мы привыкли

начал сильно болеть

сменилась эпоха

некто БОГ ТЕАТРА

начал искать другую форму

соответствующую

не лучше не хуже

просто одна большая ВОДА

ВРЕМЕНИ отступала

на смену шел

другой Театр

ибо шел «другой мир»

именно другой

БОГ ТЕАТРА

понимая что идут другие времена

понимая что нити жизни

связи

рвутся

былое единство

противоречивое

исполненное страстями и распрями

древнего рода

Его служителей

но единство

начало как и все  распадаться

начал искать выход

путь спасения

сейчас удивляешься

как МИР

ВСЕЛЕННАЯ

ЖИЗНЬ

все таки мудры

 

ЗОЛОТАЯ МАСКА

очень точное имя

наверное кто-то

может сказать

что она скрывает

пораженное язвами лицо

возможно

но позволяет жить

то есть

взаиморазвиваться

надеяться

любить

до последнего вздоха

да в древних цивилизациях

когда ТЕАТР ТЕАТР

был тем главным связующим звеном

маска играла роль

связи с ТЬМОЙ

сейчас со СВЕТОМ

такое время

фестиваль стал

главной формой

нашего спасения

вернее наших надежд

как когда-то «Московский кинофестиваль»

глоток воздуха

внутреннего воздуха

который пришел вослед за Чеховским

спасибо создателям

это очень важно

архиважно

сил вам волшебные