«Зрители ходят в театр, как к батюшке»

Вот уже двадцать лет Минусинск является одним из заметных центров театральной провинции России. Театр Минусинска стал появляться на «Золотой Маске» еще в первые годы фестиваля: в 1998 гожу привезли «Чайку», потом показывали «Циников» по Мариенгофу, в 2004 «Наваждение Катерины» выдвинули в нескольких номинациях. Высокий уровень Минусинского театра, постоянного участника различных фестивалей и смотров, связан прежде всего с именем его художественного руководителя Алексея Песегова. Режиссер рассказал о том, каким должен быть театр небольшого города, о спектакле за мешок картошки и о том, что зрителя надо спасать от тоски, а иногда даже обманывать. А фотограф Антон Акимов не испугался долгого перелета и сделал репортаж о самом городе и театре.

  • Минусинский театр драмы

  • Въезд в город

  • Алексей Песегов

  • Алексей Песегов

  • Минусинский театр драмы

  • Минусинский театр драмы

  • Минусинский театр драмы

  • Минусинский театр драмы

  • Минусинский театр драмы

  • Минусинский театр драмы

  • Минусинский театр драмы

  • Минусинский театр драмы

  • Минусинский театр драмы

  • Минусинский театр драмы

  • Минусинский театр драмы

  • Минусинский театр драмы

  • Минусинский театр драмы

  • Реклама на улицах города

  • Свято-Спасский приход

  • Минусинский краеведческий музей им. Н.М. Мартьянова

  • Минусинский краеведческий музей им. Н.М. Мартьянова

  • Минусинский краеведческий музей им. Н.М. Мартьянова

— Как вам кажется, какова миссия театра в небольшом городе?

— Это слишком пафосное слово — миссия. Я никогда специально об этом не задумывался. Конечно, это единственный театр в городе, и это накладывает свой отпечаток. Думаю, что для зрителя это не просто театр, а, скорее всего, место встреч. Люди приходят на один и тот же спектакль по несколько раз, а так как город небольшой, то постоянные зрители знают друг друга в лицо. Помимо спектаклей, в фойе театра постоянно работает выставка, где все время обновляется экспозиция, посвященная нашей истории. Театр, между прочим, старее МХАТа, нам уже сто тридцать лет.

— На что вы ориентируетесь при формировании репертуара?

— Мы стараемся сохранять равновесие: пятьдесят процентов — это серьезный классический репертуар, пятьдесят процентов — комедии, так называемые коммерческие спектакли. Желательно, чтобы коммерческие спектакли тоже были на определенном художественном уровне.

Мы принципиально не играем выездных спектаклей, не играем по садикам: дети должны привыкнуть к зданию, усвоить культуру похода в театр

— На эти спектакли ходит разная публика?

— Да. Интеллигенция или заядлые театралы ходят в основном на серьезную драматургию, на классику. Хотя и на комедии тоже. Если комедийный материал качественно сделан, то почему бы и нет. На комедии зрители ходят по 7–10 раз, да и на серьезные спектакли тоже. У нашего театра есть определенная слава, не только в масштабах города, но и в масштабах страны. Артистов публика знает в лицо, они чувствуют свою ответственность и стараются не появляться в низкокачественном материале. В маленьком городке публичному человеку не спрятаться.

— Спектакли в городе и фестивальные показы проходят по-разному?

— Конечно. Зависит от площадки, от публики. Когда мы возили по разным фестивалям «Наваждение Катерины», наблюдали полярно разное восприятие: от полной тишины до аплодисментов после каждой сцены. Наверное, в разных городах публика по-разному воспитана, зависит от доминирующего репертуара. Порой люди на серьезную драматургию ходят как на комедию, смеются над каждой мелочью. В Минусинске публика очень благодарная. Мы воспитываем зрителей с яслей, у нас значительный детский репертуар. Мы принципиально не играем выездных спектаклей, не играем по садикам: дети должны привыкнуть к зданию, усвоить культуру похода в театр.

— Принято считать, что в 90-е годы публика перестала ходить и сегодня в театр не заманить 30-летних…

— Провальные годы случились не в 90-е, а чуть раньше. Как раз в 90-е, в эпоху экономического кризиса, зритель повалил в театр, а до этого спектакли откупались профсоюзами, билеты раздавали бесплатно и зрители не ходили. В зале сидело несколько человек. Так было почти во всех театрах страны. Мы тогда установили для себя планку: если в зале менее пятидесяти человек, не играем. В середине 90-х перестали платить зарплаты, и мы стали играть за продукты, выезжали в колхозы, и нам приносили мясо, кур, мешки с картошкой, масло. И люди стали ходить в театр, — видимо, когда жизнь становится совсем некомфортной, начинают искать отдушину. В театре тебе расскажут сказку для взрослых, и жить станет легче. Несколько лет назад мы решились на эксперимент — молодой режиссер поставил «Экспонаты» Вячеслава Дурненкова, мы сыграли спектакль раз пять и сняли. Зритель не ходил, не хотел чернухи. Так что мы делаем добрые спектакли, вызывающие добрые чувства. Хотя, конечно, мы можем позволить себе «Наваждение Катерины» — оптимизма там мало, а залы битком.

Наша задача — воспитывать зрителя, не идти на поводу, иначе можно скатиться исключительно к легкому жанру

— А как вы относитесь к современной драматургии?

— Недавно я поставил польскую пьесу «Тестостерон» для зрителей старше восемнадцати. Хотя там нет мата — я принципиальный его противник. Билеты на ближайшие спектакли раскуплены. Так что если меня зацепит какая-то современная пьеса, то я с удовольствием ее сделаю. Может быть, современная драматургия должна отлежаться. Вообще, я оберегаю нашего зрителя — от мата, от негатива, от беспросветной тоски. Людям хочется уйти из театра с особым настроением — можно даже обмануть зрителя, чтобы осталась надежда.

— Зритель изменился за эти годы?

— Сложно судить. Думаю, изменился интеллектуальный уровень зрителя. В советское время игрались только залитованные, одобренные пьесы. Потом изменилось время, и зритель перестал быть идеологизированным, стал свободен в выборе. Люди ходят на сложную драматургию, зритель стал более избалованным, искушенным.

— Что дают фестивальные выезды?

— В первую очередь общение. Призы не главное. Это важно для актеров — фестивали помогают не привыкать к одной и той же публике. Они начинают чувствовать, что есть другая публика, другая зрительская цензура. Мы все-таки живем в некоем географическом аппендиксе, а на фестивалях есть возможность посмотреть спектакли разных уровней, сравнить, понять, на какой ступеньке находишься ты.

— Вы ориентируетесь исключительно на своего зрителя или на контекст общероссийский?

— У меня нет кумиров, по крайней мере в последние годы. В молодости специально копил деньги, приезжал в Москву смотреть спектакли Эфроса, Любимова. Сейчас ориентируюсь только на свою интуицию, на зрителя — не хочется нанести травму. Но это не значит, что я думаю исключительно о потребности зрителя, я все-таки художник и у меня есть представление о материале. Наша задача — воспитывать зрителя, не идти на поводу, иначе можно скатиться исключительно к легкому жанру.

— Театр меняет человека?

— Когда поставили спектакль «Аделаида», кто-то из зрителей написал в книге отзывов: «Спасибо, вы сохранили нам семью». Таких примеров масса. Зритель в Сибири, в нашем глубоком тылу, достаточно наивен и считает, что театр говорит правду. Зритель приходит за ответом, хотя театр должен только задавать вопросы, поднимать проблему. Зрители ходят в театр, как к батюшке, — не просто посмотреть зрелище, но и пообщаться, получить совет. Фактически мы одновременно и дом культуры, и театр, и храм.

— Театр — это эмоциональное искусство или интеллектуальное?

— Чувственное. Думаю, что в первую очередь восприятие работает на уровне чувств. Зачем забивать голову? Мне неинтересно уходить в чистую форму: зачастую это платье голого короля. В свое время Любимов сказал, что форма — главное, а я считаю, что театр должен быть гармоничным, форма должна сочетаться с содержанием.

Когда поставили спектакль «Аделаида», кто-то из зрителей написал в книге отзывов: «Спасибо, вы сохранили нам семью». Таких примеров масса

— Насколько спектакль связан с реальностью для вас?

— Я ставлю классику, адаптированную к современным реалиям. В театре может быть всякое. На «Золотой Маске» 2012 года в жюри мы спорили про спектакль «Отморозки» — политический он или нет. Мне кажется, это все ярлыки, вопрос один — либо трогает, либо нет. Это про среду, про частную жизнь в этой среде.

— Откуда вы черпаете идею спектакля — непосредственно из произведения или из окружающей жизни?

— Мне нравится, как Бергман сказал про «Сцены из супружеской жизни»: «Мне понадобилось три месяца и опыт всей жизни». Конечно, черпаешь из собственного опыта, из опыта знакомых, из самой драматургии. Опять же, интуиция.

— Есть ли произведения, которые вы любите, но не стали бы ставить?

— Да, есть понятие сценичности. Хотя, например, я впервые в России поставил «Циников» Мариенгофа, абсолютно несценичное произведение. Читаешь — понимаешь, что это нельзя поставить, потом проходит время, ты находишь точный ход.

 — Как вы собираете труппу?

— Иногда актеры уезжают, не могут жить в маленьком городе. Кто-то привыкает, начинает любить это место. Я никогда не стремился попасть в Москву, в крупные театры, хотя было много возможностей. Не люблю большие города, далеко до своей деревеньки добираться, не могу без тайги.

Я просто разговариваю с актером. Мне достаточно пятнадцать минут поговорить, чтобы понять про человека, — видно все по глазам, по ответам. Это интуитивная история, хотя бывало, что я ошибался. Но я считаю, что традиционная форма показа — унизительна, она только закомплексовывает человека.