«Погибнуть на баррикадах — не самая плохая смерть»

Спектакль «Отморозки» Кирилл Серебренников сделал на своем курсе в Школе-студии МХАТ. И, как иногда случается со студенческими постановками, «Отморозки» стали событием далеко не институтского масштаба. Спектакль, актеры которого не просто играли роли, но и исследовали политическую и социальную реальность страны, вобрал в себя наблюдения и диктофонные записи, сделанные на митингах и политических акциях. «Отморозки» вывели на современную сцену нового героя, дали право голоса рассерженному молодому маргиналу, представителю очередного обманутого поколения. Актеры Филипп Авдеев и Татьяна Владимирова — о том, как работа над спектаклем привела людей на площадь, о стремлении изменить реальность и об узниках Болотной.

  • «Отморозки», «Седьмая студия», Москва

  • «Отморозки», «Седьмая студия», Москва

  • «Отморозки», «Седьмая студия», Москва

  • Филипп Авдеев

  • Татьяна Владимирова

Филипп Авдеев, исполнитель главной роли, актер «Седьмой студии»:

«История спектакля началась задолго до премьеры — Кирилл Семенович сказал нам, что хочет поставить роман Захара Прилепина «Санькя».  Мы его прочитали, через какое-то время Серебренников принес готовую пьесу, мы сделали читку и решили, что в эту историю надо погружаться.  Мы поняли, что должны начать исследовать сегодняшнюю политическую действительность и недавнее прошлое. Мы узнавали про НБП, были на встрече бывших членов партии, ходили на митинги, брали интервью у активистов, вникали в идеологию. По сути, после этой истории все мы, каждый по-своему, начали участвовать в политической истории страны. Большая часть людей на курсе до этого времени не углублялась в политику, но мы все понимали, про что мы играем, про что этот спектакль. То есть сначала это был просто способ подхода к материалу, а потом каждый решал для себя, как относиться к событиям в стране. Кто-то ходил на суды, кто-то на митинги, кто-то носил белую ленточку, у всех по-разному.

Мы старались делать спектакль про людей, не вдаваться во временной контекст. Про людей, которые хотят что-то изменить. Такие люди были всегда, и, конечно, мы не играем про ребят из 90-х, про конкретную идеологию. Это про стремление, про порыв, про желание изменить реальность. Спектакль сделан так, что люди узнают в нем сегодняшнюю ситуацию.

«Отморозков» можно назвать политическим спектаклем, но для меня он в первую очередь не про политику, а про людей, которые чувствуют братское плечо, которые готовы на радикальные меры, чтобы изменить свою жизнь и жизнь окружающих

Спектакль вышел еще до митингов на Болотной, он появился тогда, когда случился фанатский погром на Манежной площади. Пока мы его играли, менялась ситуация в стране, соответственно менялся и спектакль, и реакция зрителей. В самом начале чувствовалось, что люди в зале на нашей стороне, сейчас уже другая реакция, хотя, конечно, у всех своя правда, свое видение действительности. Зрительская реакция подвижная, зависит от того, что происходит в стране и в мире.

Своего героя я не то что оправдываю, но стараюсь привнести в его образ какую-то правду, и она у него есть. Другой вопрос, насколько эта правда относится ко мне. Наверное, между нами большая дистанция.

«Отморозков» можно назвать политическим спектаклем, но для меня он в первую очередь не про политику, а про человека, про людей, которые чувствуют братское плечо, которые готовы на радикальные меры, чтобы изменить свою жизнь и жизнь окружающих. При этом у них нет точного рецепта, как это сделать. Они за счет своей энергии и молодости делают порой чересчур радикальные поступки, но в основе этого — искреннее желание всеобщего счастья.

Мне не кажется спектакль безысходным. Любое действие в жизни человека приносит какое-то изменение: люди могут задуматься, сделать выводы из этих смертей».

Татьяна  Владимирова, исполнительница роли матери, актриса театра «Et Cetera»:

«Я очень люблю этот спектакль. Там есть открытость, искренность, внятность. Был такой случай: когда мы играли первые спектакли, еще на «Платформе», пришли мои друзья. Были серьезные проблемы со звуком, и казалось, что спектакль играют на китайском языке. Но им все было понятно. Даже без какого-то серьезного визуального ряда. Задевает, потому что там есть открытая сильная эмоция.

Мне нравится играть с молодыми актерами, в них много искренности, они верят в то, что делают. Сначала я боялась этого сосуществования, ребята тогда учились на третьем курсе. И мне казалось, что дети в любом случае будут выглядеть более органично. Но вскоре мы нашли общий язык. Серебренников — необыкновенный режиссер, он разговаривает именно с тобой — не с вымышленным персонажем, не с каким-то условным артистом, а конкретно с тобой. В итоге возникает доверие внутри спектакля. Мне очень хорошо с этими ребятами. Может быть, чего-то они еще не умеют, но они учатся, да мы все учимся. Все зависит не от возраста, а от желания.

Когда я пришла в этот спектакль, там уже была проделана большая работа. Ребята собрали много материала, ходили на митинги, общались с людьми. Колоссальная исследовательская работа.

Когда я прочитала пьесу, мне казалось, что это невозможно сделать на сцене. А в итоге все сделано простыми средствами — с помощью нескольких отжимов выстраивается, моделируется пространство. Сцена с гробом… Мне казалось, что это нереально сыграть. А в спектакле просто мальчик поднимает гроб отца, и все понятно.

Я понимаю политический оттенок этого спектакля, но для меня это в первую очередь человеческая история. История сложного ребенка и матери, которая не понимает, чем он занят. Он просто другой. Моя героиня слабее своего сына, но она любит, и он тоже любит.

Каждое поколение передает следующему свои ошибки и нерешенные проблемы, в том числе проблемы государства. И иногда детям приходится решать их в раннем возрасте, потому что они хотят правды

Есть фраза, которую главный герой кричит милиционеру — «вы сами во всем виноваты».  Для меня это камертон спектакля. Каждое поколение передает следующему свои ошибки и нерешенные проблемы, в том числе проблемы государства. И иногда детям приходится решать их в раннем возрасте, потому что они хотят правды. Хочется простых, внятных решений. А где правда, где ложь — сегодня очень трудно разобраться. Но эта борьба и их смерть — это их право.

Я какое-то время ходила с белыми ленточками, но потом это закончилось. Я прочитала в фейсбуке об одном из арестованных 6 мая на Болотной, который долгое время держал голодовку. Я ходила к зданию суда, была уверена, что будет хотя бы полторы тысячи человек, а пришло сто двадцать. Хотя, конечно, в этих митингах на Болотной, на Сахарова было чувство единения.

Мне не кажется, что в «Отморозках» пессимистический финал. Ребята погибают, но они ведь пытаются изменить что-то. Они погибают честно, не сдаваясь и не сдавая никого. Погибнуть на баррикадах, — может быть, это не самая плохая смерть.

У Кирилла очень хорошее ухо, он слышит неправду. Образ рождался органично, без какого-то специального придумывания. Сразу была ясна дистанция между мной и персонажем. Моя героиня работает на заводе, семья была более-менее обеспеченная, но потом умер муж. Это история социального понижения. В такой ситуации человек остается совершенно один, он выкинут отовсюду. В новогоднюю ночь она уходит дежурить, а дома ничего нет, пустой холодильник. У нее сапоги, в которых невозможно ходить, платок с дырками. У меня подруга в 80-х годах говорила: «Что такое богатство? Это когда есть целые колготки под брюки».

Премьеру играли в Берлине, было много русских, некоторые были возмущены — зачем, мол, мы вытаскиваем свое исподнее… Но, в принципе, принимали очень хорошо. Мы играли в каком-то театральном помещении рядом с Schaubühne, туда ходят определенные зрители. Как и в Москве к нам ходит свой зритель. Может быть, кто-то приходит за скандалом, но мне ближе зритель, который приходит за потрясением. Мне кажется, важно в театре, все понимая и принимая, говорить про любовь, про душу. И в «Отморозках» это есть. Для меня это вот очень важный спектакль».