«Советское» в начале нулевых
Встреча «Светлого ручья» Алексея Ратманского и «Жизни с идиотом» Генриха Барановского — один из самых примечательных сюжетов «Золотой Маски-2004». Соседство в конкурсе двух этих постановок — примета времени. Чрезвычайно успешные, собравшие солидный улов наград спектакли, с противоположных эстетических сторон подошедшие к исследованию феномена советской действительности, — свидетельства того, как на рубеже веков музыкальный театр в России занялся социальной рефлексией, пытаясь проанализировать опыт своего недавнего прошлого. Разница в угле зрения — где, казалось бы, ироническая ностальгия Ратманского, а где вязкий кафкианский абсурд Барановского — только подчеркивает попадание двух несхожих этих спектаклей в нерв эпохи.