«Метаморфозы Захаровой»

Прима-балерина Большого театра Светлана Захарова начинала в Мариинском театре, а в 1999 году получила «Золотую Маску» за исполнение главной партии в балете Баланчина «Серенада». Вадим Гаевский – об элегантной бунтарке, сумевшей за несколько лет с неизменным успехом примерить казалось бы несовместимые артистические стили, а также о том, что такое свобода от скепсиса.

  • «Серенада», Мариинский театр, Санкт-Петербург

  • «Спящая красавица», Большой театр, Москва. Фотография Дамир Юсупов

  • «Баядерка», Большой театр, Москва. Фотография Дамир Юсупов

  • «Дон Кихот», Большой театр, Москва. Фотография Андрей Меланьин

  • «Сон в летнюю ночь», Большой театр, Москва. Фотография Дамир Юсупов

На сцене Мариинского театра совсем молодая Света Захарова появилась в образе бунтарки: такими выглядели ее дебютные вариации, такими казались ее первые роли. На гастролях в Москве, в Большом театре, она поразила московских зрителей тем, как в «Дон Кихоте», где безраздельно царила Диана Вишнева, Захарова станцевала прыжковую вариацию третьего акта, вложив в высокий, но вполне академический прыжок такую дьявольскую энергию, такой ничем не сдержанный и прямо-таки дикий порыв, что это стало незапланированной кульминацией и без того эмоционально яркого спектакля. Казалось, что танцовщица-дебютантка рвется из пут академической хореографии в какой-то другой балет, в какой-то другой театр, менее строгий, более свободный. Что ее место тут, на просторной сцене Большого театра. Так оно и произошло, вскоре Захарова стала прима-балериной Большого.

Но тут произошла удивительная метаморфоза: Светлана стала демонстрировать идеальную академическую школу, чисто вагановскую выучку (хотя первоначальные уроки она получила не здесь), чисто мариинское отношение к классическому танцу. В старинных и новых спектаклях она показывала неожиданные для себя качества: неподдельно элегантный стиль и достаточно уверенное мастерство, довольно быстро превращаясь в мастера классического балета. При этом никуда не исчезло присущее ей не переусложненное отношение к жизни, профессии, традиционному и новому репертуару. Она свободно чувствовала себя в партиях разного типа и ролях разного жанра: и трагедийных, таких как Жизель или Никия в «Баядерке», и праздничных, таких как Аврора в «Спящей красавице» или Китри в «Дон Кихоте». И везде оставалась гармоничной танцовщицей ясного представления о судьбе и окружающем мире.

С такими же ясными представлениями относительно весьма сложных проблем Захарова, пережив еще одну артистическую метаморфозу, начала осваивать и современный, авангардистский или полуавангардистский репертуар, увлекший ее в последнее время. Подобное мироощущение, равно как и профессиональная форма, тщательно оберегаемая на протяжении последних лет, обеспечивают международный успех балерины и высокое место, занятое ею в европейском балетном театре. Это, конечно, справедливо завоеванный успех и заслуженно занятое высокое место. Многие зрители в разных странах мира ждут от балета того, что может дать им Светлана Захарова — свободное от иронии и скепсиса, так же как свободное от излишней рефлексии разумное, гуманное и красивое искусство.