slovar-g

«Гоголь-центр»

(бывш. Театр им. Гоголя) — результат реформирования репертуарного театра, осуществленного творческой командой во главе с режиссером Кириллом Серебренниковым. За год существования «Г.-ц.» стал местом притяжения новой театральной публики, протоптавшей дорожку мимо злачных задворков Курского вокзала. «Г.-ц.» представляет принципиально новую форму организации театрального дела, при которой в репертуарном театре существует система резиденций. Репертуар театра выстраивается по блочной схеме, когда один спектакль отыгрывается несколько вечеров подряд. «Г.-ц.» — пространство для дискуссионных клубов, концертов и творческих встреч, в нем есть книжный магазин, симпатичный и доступный бар-буфет. Также это первый театр, организующий громкие кинопремьеры.

Горизонтальный театр

театр, отрицающий мир с традиционной системой координат, где есть четкое разделение на добро и зло, прекрасное и безобразное, дьявольское и божественное. Это закономерная и естественная реакция театра на эпоху после двух мировых войн и последствие прививки постмодернизма в искусстве. Г.т. призывает к работе ум, а не сердце зрителя, настаивая на критическом анализе окружающей действительности. Это искусство провокативно, оно будоражит зрителя и не стремится вызвать в нем сопереживание и катарсис. Оно наполнено безнадежностью, одиночеством, эсхатологическим ощущением конца. Примеры: творчество Ромео Кастеллуччи, Томаса Остермайера, Оскараса Коршуноваса, Константина Богомолова и др.

slovar-m

Междисциплинарный

модное слово последних лет, используемое в тех случаях, когда не знаешь, к какому жанру отнести увиденное. Это существование театра на стыке жанров, его пресловутая синтетичность.

slovar-k

Контрактная система

устоявшийся в разговорной речи термин, обозначающий возможность заключать срочные трудовые договоры. Болевая точка в организации трудовых отношений во многих театрах. Горячие споры, не дающие театру перейти на систему срочных договоров, неизбежно приводят к разговору о гибели русского репертуарного театра вот уже более 20 лет.

 

Культурные центры

бывшие дома культуры, переформатированием которых занялся московский Департамент культуры. Один из ярких и успешных примеров — культурный центр «ЗИЛ», организованный по принципу творческого клуба, где нашлось место для образовательных программ, лекториев, занятий танцем, библиотеки, кружков и студий. За ним последовал бывший ДК «Москвич». Своей очереди ждут и другие.

slovar-v

Вербатим

драматургическая техника, в основе которой лежит фиксация устной речи реальных людей, интервью, записанные разговоры (часто случайные) на улицах, в магазинах, на вокзалах и пр. В В. важно не только то, о чем говорят персонажи, но и то, как они говорят. Из неприглаженных диалогов должен родиться тот настоящий шершавый мир, в поисках которого и пребывали создатели В. Главным пропагандистом В. стал «Театр.doc», успешно прививающий эту технику в разных городах. Примеры спектаклей: «Горько!» (Театр им. Ленинского комсомола, Прокопьевск), «Подросток с правого берега» (Театр юного зрителя, Красноярск), «Это тоже я» (Театр «Практика», Москва), «Папа» (театр «18+», Ростов-на-Дону).

Видеоарт

медленно, но верно это направление в медиаискусстве начинает проникать и на территорию российского театра. В основе его лежит использование видеотехнологий и компьютерной графики. Примеры спектаклей: «Счастье» Андрея Могучего, «Год, когда я не родился» и «Карамазовы» Константина Богомолова, «Гамлет. Коллаж» Робера Лепажа, «Ручейник, или Куда делся Андрей» Семена Александровского, «Shoot/Get Treasure/Repeat» и «Запертая дверь» театра Post.

Визуальный театр

явление, ставшее популярным на рубеже ХХ–ХХI веков, связанное с развитием технологий, изобразительного и современного искусства, техники видеоарта и др. В.т. существует на границе жанров, сочетая драму с танцем, цирком, куклами, изобразительный искусством и медиатехнологиями. Представители В.т.: Филипп Жанти, Ромео Кастеллуччи, Даниэле Финци Паска, Театр АХЕ, Дмитрий Крымов.

Встреча с президентом

сложившаяся в нулевые годы традиция встречи театральных деятелей с президентом как форма публичной коммуникации власти и театрального сообщества. В последнее время подобные коммуникации могут быть чреваты удивительными последствиями (см. встречу во Пскове ).

 

 

slovar-l

Лаборатории Лоевского

примерно с середины 90-х Олег Лоевский, театральный критик и организатор фестиваля «Реальный театр», начал проводить режиссерские лаборатории в Екатеринбурге. Меняя формат лабораторий, Лоевский распространил их в Красноярске, Челябинске, Новосибирске, Ростове, Казани, Улан-Удэ и других городах, наводнив провинцию молодыми режиссерами, чьи имена потом стали известны в Москве и Питере. «Лаборатория — это очистительная клизма репертуарному театру» (Олег Лоевский).

slovar-d

Документальный театр

явление, начало которому было положено в середине 20-х годов прошлого века одновременно в Германии и СССР. Однако в России Д.т. умер вместе с авангардным искусством. Новое рождение произошло с появлением «Театр.doc» в 2002 году — маленького независимого театра, пристроившегося в подвале дома в Трехпрудном переулке. Основа Д.т. — подлинные тексты, интервью и судьбы реальных людей. Честность материала и беспристрастное его изложение иногда могут отодвигать художественную составляющую на второй план. За период существования «Театр.doc» его идеологи, драматурги и режиссеры распространили идеи и принципы Д.т. во многих городах.