slovar-t

Театр для горшечников

то есть для совсем маленьких детей. На афише спектакля стоит призывная цифра 0+, и на вас не будут ругаться, если ребенок вдруг захнычет и захочет на горшок или на руки.

Театр художника

явление, о котором заговорили после спектакля «Недосказки» Дмитрия Крымова и его студентов-сценографов. Естественное для западного театра явление, связанное с развитием визуального искусства, в России появилось с запозданием и продолжает оставаться чем-то выходящим за привычные рамки. Т.х. подразумевает доминирование в спектакле визуальности как главного генератора смыслов. Помимо «Лаборатории Дмитрия Крымова» к Т.х. можно с некоторой натяжкой отнести работы Александра Шишкина и Ксении Перетрухиной.

Трансляции спектаклей

явление последнего десятилетия, связанное с развитием современных технологий. Т.с. могут осуществляться через спутник и интернет. В России первыми, кто начал этим заниматься, был проект «Культу.ru!» Игоря Овчинникова. Начав с Т.с. Товстоногова, Ефремова, Эфроса, Захарова, Фоменко, Додина, «Культу.ru!» стал работать с современным театром.

Другой формат — показы спектаклей на экранах кинотеатров, осуществляемые компанией CoolConnection последние три года. В зоне внимания CoolConnection — ведущие мировые театры: Метрополитен-опера, Королевский национальный театр, Нидерландский театр танца.

slovar-zh

Журнал «Театр»

одно из старейших периодических изданий о театре, выходящее с 1937 года. История журнала — «жизнь в искусстве», отразившая не одну эпоху в русском театре. К нулевым годам журнал утратил свой авторитет и общественную роль. Возрождение «Т.», его концептуальное переформатирование случилось в 2010 году по инициативе группы театральных критиков и не без помощи Союза театральных деятелей РФ. Главный редактор журнала — Марина Давыдова.

slovar-p

Папье-маше

слово-образ, характеризующее реконструкцию Большого театра. По словам Николая Цискаридзе, именно этот материал наряду с пластмассой заменил оригинальную лепнину при реконструкции старинного здания.

«Платформа»

новая площадка, появившаяся на территории «Винзавода» в 2011 году, целью которой стала актуализация пространства с целью эксперимента в смежных видах искусств, будь то театр, мультимедиа, современная музыка или contemporary dance.

Постдраматический театр

термин, сформулированный немецким театроведом Ханс-Тисом Леманом, написавшим фундаментальное исследование нового этапа в развитии театра. Одна из основных примет П.т. — его уход и даже отказ от драматического текста, который перестает быть доминантой при постановке спектакля. В П.т. происходит окончательное стирание границ между различными видами искусства. Книга «Постдраматический театр» была издана в 1999 году и вела отсчет исследования с конца 70-х годов ХХ века. На русский язык книга Лемана была переведена в 2013 году.

Петербургский театральный журнал

одно из главных периодических изданий о театре. За 20 лет существования, с 1992-го, журнал превратился в настоящую энциклопедию постсоветского театрального пространства. Если попытаться придумать обобщающий образ редакции П.т.ж., то это будет неутомимая путешественница, охватывающая пытливым и любящим взором всю театральную карту страны и открывающая немало новых имен. Журнал возглавляет бессменный главный редактор Марина Дмитревская.

slovar-ts

«Цех»

международный центр танца и перфоманса, созданный в 2000 году по инициативе участников театра танца «Кинтеник» и танцевальной компании «По.В.С.Танцы». «Ц.» — в первую очередь фестиваль современного танца. Его цель — развитие молодого жанра как в Москве, так и в России. «Ц.» внес огромный вклад в привлечение профессионального и зрительского внимания к современному танцу и перформансу. При «Ц.» также существует школа танца.

«Центр им. Мейерхольда»

одно из самых важных мест в московской театральной географии. Созданный в 1991 году «Ц.и.М.» значительно менялся структурно и идеологически. Сегодня «Ц.и.М.» не только открытая площадка (важный объект в фестивальной деятельности), но и генератор театральных экспериментов и поисков, лаборатория по модернизации театра. Значительной составляющей «Ц.и.М.» являются образовательные программы (см. «Школа театрального лидера»)

slovar-k

Контрактная система

устоявшийся в разговорной речи термин, обозначающий возможность заключать срочные трудовые договоры. Болевая точка в организации трудовых отношений во многих театрах. Горячие споры, не дающие театру перейти на систему срочных договоров, неизбежно приводят к разговору о гибели русского репертуарного театра вот уже более 20 лет.

 

Культурные центры

бывшие дома культуры, переформатированием которых занялся московский Департамент культуры. Один из ярких и успешных примеров — культурный центр «ЗИЛ», организованный по принципу творческого клуба, где нашлось место для образовательных программ, лекториев, занятий танцем, библиотеки, кружков и студий. За ним последовал бывший ДК «Москвич». Своей очереди ждут и другие.

slovar-s

Стендап

популярнейший в Великобритании и США жанр сольного юмористического выступления, долго не прививаемый на российскую почву. Первой серьезной, но не слишком эффективной попыткой внедрить С. в театральную жизнь Москвы был фестиваль, который в 2005-м провела Елена Ковальская. Сейчас наблюдается новая волна интереса к С. среди актеров и публики. Один из успешных примеров С. в российском театре — спектакль «Узбек» Талгата Баталова.

Сторителлинг

если дословно, то это искусство рассказывать истории. Жанр, чрезвычайно популярный в США и Европе, совсем недавно стал известен в России, но быстро прижился и теперь стремительно захватывает все большее количество участников и зрителей. Главным проводником жанра в отечественном театре стала режиссер Елена Новикова в «Мастерской сторителлинга», созданной при «ЦИМе». Спектакли «Мастерской» ориентированы на семейную аудиторию, поэтому здесь можно услышать сказки, легенды, мифы и мировую классику в понятной для детей форме.