slovar-d

Документальный театр

явление, начало которому было положено в середине 20-х годов прошлого века одновременно в Германии и СССР. Однако в России Д.т. умер вместе с авангардным искусством. Новое рождение произошло с появлением «Театр.doc» в 2002 году — маленького независимого театра, пристроившегося в подвале дома в Трехпрудном переулке. Основа Д.т. — подлинные тексты, интервью и судьбы реальных людей. Честность материала и беспристрастное его изложение иногда могут отодвигать художественную составляющую на второй план. За период существования «Театр.doc» его идеологи, драматурги и режиссеры распространили идеи и принципы Д.т. во многих городах.

 

slovar-sh

«Школа театрального лидера»

образовательная программа, открытая при «Центре им. Мейерхольда» и созданная по распоряжению Департамента Москвы. Цель — создание кадрового резерва для работы в государственных театрах, ДК, парках, музеях, библиотеках; разработка художественных стратегий и развитие новых форм работы организаций культуры. В «Ш.т.л.» происходит совместное обучение режиссеров, продюсеров, драматургов, театроведов, критиков, хореографов, технических директоров, менеджеров, экономистов, инженеров, социологов, госуправленцев, архитекторов, художников, философов.

slovar-a

Актерский бунт

неустаревающий способ внутренней рокировки в театре, главной целью которой, как правило, является избавление от худрука. А.б. неизбежно сопровождает письмо от труппы, написанный в лучших советских традициях. Одним из первых стал бунт актеров Театра им. Станиславского, выступивших против художественного руководителя театра Александра Галибина в 2010 году, после чего волна подобных протестов прокатилась в ряде театров (Театр им. Вахтангова, Театр им. Гоголя и даже театр «Шалом»).

Антреприза

форма организации театрального дела, основанная частным предпринимателем. В антрепризном спектакле ставка делается на звездный актерский состав и незамысловатую драматургическую основу. Это приятная возможность провести расслабленный вечер, но при этом сказать, что был в театре. Примеры названий: «Морковка для императора», «Бумажный брак», «Муж моей жены» и т.д.

Арт-кластер

городское пространство, сосредоточившее в себе галереи, театральные и концертные площадки, а также зоны для проведения мастер-классов, лекций, дискуссионных клубов и т.д. Организаторы, как правило, выбирают для подобных проектов замкнутые городские территории. Примеры: «Винзавод», «Красный Октябрь», Artplay, «Флакон», «Фабрика».

slovar-l

Лаборатории Лоевского

примерно с середины 90-х Олег Лоевский, театральный критик и организатор фестиваля «Реальный театр», начал проводить режиссерские лаборатории в Екатеринбурге. Меняя формат лабораторий, Лоевский распространил их в Красноярске, Челябинске, Новосибирске, Ростове, Казани, Улан-Удэ и других городах, наводнив провинцию молодыми режиссерами, чьи имена потом стали известны в Москве и Питере. «Лаборатория — это очистительная клизма репертуарному театру» (Олег Лоевский).

slovar-ju

Юбилей

существующий испокон века праздник по поводу круглой даты в жизни человека или организации, Ю. стал в последние пару лет особым и крайне популярным театральным жанром. Условным началом тенденции можно считать 90-летие Театра им. Маяковского, когда зрители провели в театре целый день и имели возможность заглянуть во все уголки театра, наблюдать и участвовать в его внутренней жизни. Далее последовали Ю. Театра им. Вахтангова (90 лет), Московского художественного театра (115 лет), Театра-студии под руководством Табакова (20 лет). Принципиально иным подходом в праздновании круглой даты стал проект группы юбилейного года в Театре на Таганке (50 лет), главной целью которого стало не чествование театра, а осмысление и рефлексия пройденного им пути.

slovar-g

«Гоголь-центр»

(бывш. Театр им. Гоголя) — результат реформирования репертуарного театра, осуществленного творческой командой во главе с режиссером Кириллом Серебренниковым. За год существования «Г.-ц.» стал местом притяжения новой театральной публики, протоптавшей дорожку мимо злачных задворков Курского вокзала. «Г.-ц.» представляет принципиально новую форму организации театрального дела, при которой в репертуарном театре существует система резиденций. Репертуар театра выстраивается по блочной схеме, когда один спектакль отыгрывается несколько вечеров подряд. «Г.-ц.» — пространство для дискуссионных клубов, концертов и творческих встреч, в нем есть книжный магазин, симпатичный и доступный бар-буфет. Также это первый театр, организующий громкие кинопремьеры.

Горизонтальный театр

театр, отрицающий мир с традиционной системой координат, где есть четкое разделение на добро и зло, прекрасное и безобразное, дьявольское и божественное. Это закономерная и естественная реакция театра на эпоху после двух мировых войн и последствие прививки постмодернизма в искусстве. Г.т. призывает к работе ум, а не сердце зрителя, настаивая на критическом анализе окружающей действительности. Это искусство провокативно, оно будоражит зрителя и не стремится вызвать в нем сопереживание и катарсис. Оно наполнено безнадежностью, одиночеством, эсхатологическим ощущением конца. Примеры: творчество Ромео Кастеллуччи, Томаса Остермайера, Оскараса Коршуноваса, Константина Богомолова и др.