slovar-zh

Журнал «Театр»

одно из старейших периодических изданий о театре, выходящее с 1937 года. История журнала — «жизнь в искусстве», отразившая не одну эпоху в русском театре. К нулевым годам журнал утратил свой авторитет и общественную роль. Возрождение «Т.», его концептуальное переформатирование случилось в 2010 году по инициативе группы театральных критиков и не без помощи Союза театральных деятелей РФ. Главный редактор журнала — Марина Давыдова.

slovar-o

Открытая площадка

форма организации сценического пространства, главной функцией которого является прокат спектаклей свободных и «бездомных» трупп. В Москве главными О.п. являются «Центр им. Мейерхольда» и театральный центр «На Страстном».

slovar-sh

«Школа театрального лидера»

образовательная программа, открытая при «Центре им. Мейерхольда» и созданная по распоряжению Департамента Москвы. Цель — создание кадрового резерва для работы в государственных театрах, ДК, парках, музеях, библиотеках; разработка художественных стратегий и развитие новых форм работы организаций культуры. В «Ш.т.л.» происходит совместное обучение режиссеров, продюсеров, драматургов, театроведов, критиков, хореографов, технических директоров, менеджеров, экономистов, инженеров, социологов, госуправленцев, архитекторов, художников, философов.

slovar-m

Междисциплинарный

модное слово последних лет, используемое в тех случаях, когда не знаешь, к какому жанру отнести увиденное. Это существование театра на стыке жанров, его пресловутая синтетичность.

slovar-ch

Чес

жаргонизм, имеющий непосредственное отношение к антрепризе и ее прокату. Чесовый спектакль — спектакль, производящийся на вывоз, лишенный художественного содержания и не скрывающий своей халтурной сущности. Цель Ч. — «срубить бабла», не больше и не меньше.

Читка

публичное представление текста пьесы, очищенного от актерской интерпретации и режиссерского решения. За последние два десятилетия Ч. оформилась как самостоятельный и полноценный жанр. Торжество Ч. — драматургические фестивали «Любимовка», «Текстура», «Коляда-Plays» и др.

slovar-g

«Гоголь-центр»

(бывш. Театр им. Гоголя) — результат реформирования репертуарного театра, осуществленного творческой командой во главе с режиссером Кириллом Серебренниковым. За год существования «Г.-ц.» стал местом притяжения новой театральной публики, протоптавшей дорожку мимо злачных задворков Курского вокзала. «Г.-ц.» представляет принципиально новую форму организации театрального дела, при которой в репертуарном театре существует система резиденций. Репертуар театра выстраивается по блочной схеме, когда один спектакль отыгрывается несколько вечеров подряд. «Г.-ц.» — пространство для дискуссионных клубов, концертов и творческих встреч, в нем есть книжный магазин, симпатичный и доступный бар-буфет. Также это первый театр, организующий громкие кинопремьеры.

Горизонтальный театр

театр, отрицающий мир с традиционной системой координат, где есть четкое разделение на добро и зло, прекрасное и безобразное, дьявольское и божественное. Это закономерная и естественная реакция театра на эпоху после двух мировых войн и последствие прививки постмодернизма в искусстве. Г.т. призывает к работе ум, а не сердце зрителя, настаивая на критическом анализе окружающей действительности. Это искусство провокативно, оно будоражит зрителя и не стремится вызвать в нем сопереживание и катарсис. Оно наполнено безнадежностью, одиночеством, эсхатологическим ощущением конца. Примеры: творчество Ромео Кастеллуччи, Томаса Остермайера, Оскараса Коршуноваса, Константина Богомолова и др.