slovar-a

Актерский бунт

неустаревающий способ внутренней рокировки в театре, главной целью которой, как правило, является избавление от худрука. А.б. неизбежно сопровождает письмо от труппы, написанный в лучших советских традициях. Одним из первых стал бунт актеров Театра им. Станиславского, выступивших против художественного руководителя театра Александра Галибина в 2010 году, после чего волна подобных протестов прокатилась в ряде театров (Театр им. Вахтангова, Театр им. Гоголя и даже театр «Шалом»).

Антреприза

форма организации театрального дела, основанная частным предпринимателем. В антрепризном спектакле ставка делается на звездный актерский состав и незамысловатую драматургическую основу. Это приятная возможность провести расслабленный вечер, но при этом сказать, что был в театре. Примеры названий: «Морковка для императора», «Бумажный брак», «Муж моей жены» и т.д.

Арт-кластер

городское пространство, сосредоточившее в себе галереи, театральные и концертные площадки, а также зоны для проведения мастер-классов, лекций, дискуссионных клубов и т.д. Организаторы, как правило, выбирают для подобных проектов замкнутые городские территории. Примеры: «Винзавод», «Красный Октябрь», Artplay, «Флакон», «Фабрика».

slovar-ch

Чес

жаргонизм, имеющий непосредственное отношение к антрепризе и ее прокату. Чесовый спектакль — спектакль, производящийся на вывоз, лишенный художественного содержания и не скрывающий своей халтурной сущности. Цель Ч. — «срубить бабла», не больше и не меньше.

Читка

публичное представление текста пьесы, очищенного от актерской интерпретации и режиссерского решения. За последние два десятилетия Ч. оформилась как самостоятельный и полноценный жанр. Торжество Ч. — драматургические фестивали «Любимовка», «Текстура», «Коляда-Plays» и др.

slovar-ts

«Цех»

международный центр танца и перфоманса, созданный в 2000 году по инициативе участников театра танца «Кинтеник» и танцевальной компании «По.В.С.Танцы». «Ц.» — в первую очередь фестиваль современного танца. Его цель — развитие молодого жанра как в Москве, так и в России. «Ц.» внес огромный вклад в привлечение профессионального и зрительского внимания к современному танцу и перформансу. При «Ц.» также существует школа танца.

«Центр им. Мейерхольда»

одно из самых важных мест в московской театральной географии. Созданный в 1991 году «Ц.и.М.» значительно менялся структурно и идеологически. Сегодня «Ц.и.М.» не только открытая площадка (важный объект в фестивальной деятельности), но и генератор театральных экспериментов и поисков, лаборатория по модернизации театра. Значительной составляющей «Ц.и.М.» являются образовательные программы (см. «Школа театрального лидера»)

slovar-zh

Журнал «Театр»

одно из старейших периодических изданий о театре, выходящее с 1937 года. История журнала — «жизнь в искусстве», отразившая не одну эпоху в русском театре. К нулевым годам журнал утратил свой авторитет и общественную роль. Возрождение «Т.», его концептуальное переформатирование случилось в 2010 году по инициативе группы театральных критиков и не без помощи Союза театральных деятелей РФ. Главный редактор журнала — Марина Давыдова.

slovar-n

Нелинейный театр

термин, придуманный режиссером Юрием Бутусовым. В Н.т. сценическая ткань спектакля строится по принципу монтажа, алогичного соединения элементов. Драматургический сюжет сам по себе перестает быть движущей силой спектакля, одни и те же сцены могут повторяться и проигрываться несколько раз подряд. В творчестве Бутусова точкой отсчета стал спектакль «Чайка» в театре «Сатирикон».

 

«Ночь в театре»

новый театральный формат, продолжение проектов «Ночь в музее» и «Ночь в кино». Первая масштабная «Н.в т.» случилась с 26 на 27 марта 2013 года и охватила 17 московских театров. Родоначальником стала «Театральная бессонница», вот уже несколько лет проводимая недремлющей группой vottebe.

 

«Новая драма»

термин, заимствованный у предшественников (исторически «Н.д.» называли пьесы Ибсена, Стриндберга, Гауптмана, Чехова) для обозначения новой драматургической волны, возникшей в начале 90-х и оформившейся за два десятилетия в художественное направление. Сосредоточенная на фиксации и изучении повседневности «Н.д.» разрушила многие табу в театре. Идеологи и пропагандисты «Н.д.»: Михаил Угаров, Владимир и Олег Пресняковы, Василий Сигарев, Вячеслав и Михаил Дурненковы, Максим Курочкин, Юрий Клавдиев, Павел Пряжко и др.

 

Ноль-позиция

понятие, введенное режиссером и драматургом Михаилом Угаровым, принципиальное для эстетики «Театр.doc». «Н.-п. — это ничему не давать оценку» (Михаил Угаров).

slovar-t

Театр для горшечников

то есть для совсем маленьких детей. На афише спектакля стоит призывная цифра 0+, и на вас не будут ругаться, если ребенок вдруг захнычет и захочет на горшок или на руки.

Театр художника

явление, о котором заговорили после спектакля «Недосказки» Дмитрия Крымова и его студентов-сценографов. Естественное для западного театра явление, связанное с развитием визуального искусства, в России появилось с запозданием и продолжает оставаться чем-то выходящим за привычные рамки. Т.х. подразумевает доминирование в спектакле визуальности как главного генератора смыслов. Помимо «Лаборатории Дмитрия Крымова» к Т.х. можно с некоторой натяжкой отнести работы Александра Шишкина и Ксении Перетрухиной.

Трансляции спектаклей

явление последнего десятилетия, связанное с развитием современных технологий. Т.с. могут осуществляться через спутник и интернет. В России первыми, кто начал этим заниматься, был проект «Культу.ru!» Игоря Овчинникова. Начав с Т.с. Товстоногова, Ефремова, Эфроса, Захарова, Фоменко, Додина, «Культу.ru!» стал работать с современным театром.

Другой формат — показы спектаклей на экранах кинотеатров, осуществляемые компанией CoolConnection последние три года. В зоне внимания CoolConnection — ведущие мировые театры: Метрополитен-опера, Королевский национальный театр, Нидерландский театр танца.