slovar-i

Интерактивность

степень вовлеченности зрителя в действие спектакля. Чаще всего это выражается в прямом физическом воздействии на зрителя, даже принуждение его к участию в спектакле.

slovar-v

Вербатим

драматургическая техника, в основе которой лежит фиксация устной речи реальных людей, интервью, записанные разговоры (часто случайные) на улицах, в магазинах, на вокзалах и пр. В В. важно не только то, о чем говорят персонажи, но и то, как они говорят. Из неприглаженных диалогов должен родиться тот настоящий шершавый мир, в поисках которого и пребывали создатели В. Главным пропагандистом В. стал «Театр.doc», успешно прививающий эту технику в разных городах. Примеры спектаклей: «Горько!» (Театр им. Ленинского комсомола, Прокопьевск), «Подросток с правого берега» (Театр юного зрителя, Красноярск), «Это тоже я» (Театр «Практика», Москва), «Папа» (театр «18+», Ростов-на-Дону).

Видеоарт

медленно, но верно это направление в медиаискусстве начинает проникать и на территорию российского театра. В основе его лежит использование видеотехнологий и компьютерной графики. Примеры спектаклей: «Счастье» Андрея Могучего, «Год, когда я не родился» и «Карамазовы» Константина Богомолова, «Гамлет. Коллаж» Робера Лепажа, «Ручейник, или Куда делся Андрей» Семена Александровского, «Shoot/Get Treasure/Repeat» и «Запертая дверь» театра Post.

Визуальный театр

явление, ставшее популярным на рубеже ХХ–ХХI веков, связанное с развитием технологий, изобразительного и современного искусства, техники видеоарта и др. В.т. существует на границе жанров, сочетая драму с танцем, цирком, куклами, изобразительный искусством и медиатехнологиями. Представители В.т.: Филипп Жанти, Ромео Кастеллуччи, Даниэле Финци Паска, Театр АХЕ, Дмитрий Крымов.

Встреча с президентом

сложившаяся в нулевые годы традиция встречи театральных деятелей с президентом как форма публичной коммуникации власти и театрального сообщества. В последнее время подобные коммуникации могут быть чреваты удивительными последствиями (см. встречу во Пскове ).

 

 

slovar-ch

Чес

жаргонизм, имеющий непосредственное отношение к антрепризе и ее прокату. Чесовый спектакль — спектакль, производящийся на вывоз, лишенный художественного содержания и не скрывающий своей халтурной сущности. Цель Ч. — «срубить бабла», не больше и не меньше.

Читка

публичное представление текста пьесы, очищенного от актерской интерпретации и режиссерского решения. За последние два десятилетия Ч. оформилась как самостоятельный и полноценный жанр. Торжество Ч. — драматургические фестивали «Любимовка», «Текстура», «Коляда-Plays» и др.

slovar-p

Папье-маше

слово-образ, характеризующее реконструкцию Большого театра. По словам Николая Цискаридзе, именно этот материал наряду с пластмассой заменил оригинальную лепнину при реконструкции старинного здания.

«Платформа»

новая площадка, появившаяся на территории «Винзавода» в 2011 году, целью которой стала актуализация пространства с целью эксперимента в смежных видах искусств, будь то театр, мультимедиа, современная музыка или contemporary dance.

Постдраматический театр

термин, сформулированный немецким театроведом Ханс-Тисом Леманом, написавшим фундаментальное исследование нового этапа в развитии театра. Одна из основных примет П.т. — его уход и даже отказ от драматического текста, который перестает быть доминантой при постановке спектакля. В П.т. происходит окончательное стирание границ между различными видами искусства. Книга «Постдраматический театр» была издана в 1999 году и вела отсчет исследования с конца 70-х годов ХХ века. На русский язык книга Лемана была переведена в 2013 году.

Петербургский театральный журнал

одно из главных периодических изданий о театре. За 20 лет существования, с 1992-го, журнал превратился в настоящую энциклопедию постсоветского театрального пространства. Если попытаться придумать обобщающий образ редакции П.т.ж., то это будет неутомимая путешественница, охватывающая пытливым и любящим взором всю театральную карту страны и открывающая немало новых имен. Журнал возглавляет бессменный главный редактор Марина Дмитревская.

slovar-n

Нелинейный театр

термин, придуманный режиссером Юрием Бутусовым. В Н.т. сценическая ткань спектакля строится по принципу монтажа, алогичного соединения элементов. Драматургический сюжет сам по себе перестает быть движущей силой спектакля, одни и те же сцены могут повторяться и проигрываться несколько раз подряд. В творчестве Бутусова точкой отсчета стал спектакль «Чайка» в театре «Сатирикон».

 

«Ночь в театре»

новый театральный формат, продолжение проектов «Ночь в музее» и «Ночь в кино». Первая масштабная «Н.в т.» случилась с 26 на 27 марта 2013 года и охватила 17 московских театров. Родоначальником стала «Театральная бессонница», вот уже несколько лет проводимая недремлющей группой vottebe.

 

«Новая драма»

термин, заимствованный у предшественников (исторически «Н.д.» называли пьесы Ибсена, Стриндберга, Гауптмана, Чехова) для обозначения новой драматургической волны, возникшей в начале 90-х и оформившейся за два десятилетия в художественное направление. Сосредоточенная на фиксации и изучении повседневности «Н.д.» разрушила многие табу в театре. Идеологи и пропагандисты «Н.д.»: Михаил Угаров, Владимир и Олег Пресняковы, Василий Сигарев, Вячеслав и Михаил Дурненковы, Максим Курочкин, Юрий Клавдиев, Павел Пряжко и др.

 

Ноль-позиция

понятие, введенное режиссером и драматургом Михаилом Угаровым, принципиальное для эстетики «Театр.doc». «Н.-п. — это ничему не давать оценку» (Михаил Угаров).

slovar-r

Реконструкция

1. Любимое и высокобюджетное развлечение высокопоставленных худруков и директоров театров. Так, Р. Большого театра, начавшаяся в 2005 году и завершившаяся к 2011 году, стоила около 35,4 млрд рублей. Как сказано на сайте Большого: «Реставрация и реконструкция основного здания Большого театра стала колоссальным проектом мирового уровня». В данный момент в очереди на Р. стоит другой исполин — Малый театр.

2. Явление в искусстве, связанное с кропотливым воссозданием балетов по сохранившимся записям, рисункам, воспоминаниям. Больше и лучше всех реконструкцией занимается Сергей Вихарев, поставивший «Спящую красавицу» и «Пробуждение Флоры» в Мариинском театре, «Коппелию» в Новосибирском театре оперы и балета.

Русский психологический театр

также употр. близкое «Русский репертуарный театр», — наше все, главное достижение театрального искусства в ХХ веке. Сейчас Р.п.т. в традиционном понимании находится в сложных отношениях с изменившейся реальностью, ставя под сомнение саму возможность психологического проживания роли на сцене. В последние годы понятия Р.п.т. и русского репертуарного театра стали синонимами: в советское время это была законченная модель театра, а сегодня и то и другое оказалось под угрозой исчезновения.

Ребрендинг

понятие продуманной маркетинговой стратегии, вошло в театральный словарь недавно: ни один театр, ставший на путь обновления, не обходится без Р., а потому спешно перерисовывает логотип и афиши. В отдельных случаях Р. предполагает и более глубокую работу, направленную прежде всего на формулирование миссии, целей и задач организации. Через Р. прошли Театр им. Маяковского, Театр им. Ермоловой, Театр им. Пушкина, Центр им. Мейерхольда.