slovar-p

Папье-маше

слово-образ, характеризующее реконструкцию Большого театра. По словам Николая Цискаридзе, именно этот материал наряду с пластмассой заменил оригинальную лепнину при реконструкции старинного здания.

«Платформа»

новая площадка, появившаяся на территории «Винзавода» в 2011 году, целью которой стала актуализация пространства с целью эксперимента в смежных видах искусств, будь то театр, мультимедиа, современная музыка или contemporary dance.

Постдраматический театр

термин, сформулированный немецким театроведом Ханс-Тисом Леманом, написавшим фундаментальное исследование нового этапа в развитии театра. Одна из основных примет П.т. — его уход и даже отказ от драматического текста, который перестает быть доминантой при постановке спектакля. В П.т. происходит окончательное стирание границ между различными видами искусства. Книга «Постдраматический театр» была издана в 1999 году и вела отсчет исследования с конца 70-х годов ХХ века. На русский язык книга Лемана была переведена в 2013 году.

Петербургский театральный журнал

одно из главных периодических изданий о театре. За 20 лет существования, с 1992-го, журнал превратился в настоящую энциклопедию постсоветского театрального пространства. Если попытаться придумать обобщающий образ редакции П.т.ж., то это будет неутомимая путешественница, охватывающая пытливым и любящим взором всю театральную карту страны и открывающая немало новых имен. Журнал возглавляет бессменный главный редактор Марина Дмитревская.

slovar-ju

Юбилей

существующий испокон века праздник по поводу круглой даты в жизни человека или организации, Ю. стал в последние пару лет особым и крайне популярным театральным жанром. Условным началом тенденции можно считать 90-летие Театра им. Маяковского, когда зрители провели в театре целый день и имели возможность заглянуть во все уголки театра, наблюдать и участвовать в его внутренней жизни. Далее последовали Ю. Театра им. Вахтангова (90 лет), Московского художественного театра (115 лет), Театра-студии под руководством Табакова (20 лет). Принципиально иным подходом в праздновании круглой даты стал проект группы юбилейного года в Театре на Таганке (50 лет), главной целью которого стало не чествование театра, а осмысление и рефлексия пройденного им пути.

slovar-t

Театр для горшечников

то есть для совсем маленьких детей. На афише спектакля стоит призывная цифра 0+, и на вас не будут ругаться, если ребенок вдруг захнычет и захочет на горшок или на руки.

Театр художника

явление, о котором заговорили после спектакля «Недосказки» Дмитрия Крымова и его студентов-сценографов. Естественное для западного театра явление, связанное с развитием визуального искусства, в России появилось с запозданием и продолжает оставаться чем-то выходящим за привычные рамки. Т.х. подразумевает доминирование в спектакле визуальности как главного генератора смыслов. Помимо «Лаборатории Дмитрия Крымова» к Т.х. можно с некоторой натяжкой отнести работы Александра Шишкина и Ксении Перетрухиной.

Трансляции спектаклей

явление последнего десятилетия, связанное с развитием современных технологий. Т.с. могут осуществляться через спутник и интернет. В России первыми, кто начал этим заниматься, был проект «Культу.ru!» Игоря Овчинникова. Начав с Т.с. Товстоногова, Ефремова, Эфроса, Захарова, Фоменко, Додина, «Культу.ru!» стал работать с современным театром.

Другой формат — показы спектаклей на экранах кинотеатров, осуществляемые компанией CoolConnection последние три года. В зоне внимания CoolConnection — ведущие мировые театры: Метрополитен-опера, Королевский национальный театр, Нидерландский театр танца.

slovar-s

Стендап

популярнейший в Великобритании и США жанр сольного юмористического выступления, долго не прививаемый на российскую почву. Первой серьезной, но не слишком эффективной попыткой внедрить С. в театральную жизнь Москвы был фестиваль, который в 2005-м провела Елена Ковальская. Сейчас наблюдается новая волна интереса к С. среди актеров и публики. Один из успешных примеров С. в российском театре — спектакль «Узбек» Талгата Баталова.

Сторителлинг

если дословно, то это искусство рассказывать истории. Жанр, чрезвычайно популярный в США и Европе, совсем недавно стал известен в России, но быстро прижился и теперь стремительно захватывает все большее количество участников и зрителей. Главным проводником жанра в отечественном театре стала режиссер Елена Новикова в «Мастерской сторителлинга», созданной при «ЦИМе». Спектакли «Мастерской» ориентированы на семейную аудиторию, поэтому здесь можно услышать сказки, легенды, мифы и мировую классику в понятной для детей форме.

slovar-i

Интерактивность

степень вовлеченности зрителя в действие спектакля. Чаще всего это выражается в прямом физическом воздействии на зрителя, даже принуждение его к участию в спектакле.

slovar-r

Реконструкция

1. Любимое и высокобюджетное развлечение высокопоставленных худруков и директоров театров. Так, Р. Большого театра, начавшаяся в 2005 году и завершившаяся к 2011 году, стоила около 35,4 млрд рублей. Как сказано на сайте Большого: «Реставрация и реконструкция основного здания Большого театра стала колоссальным проектом мирового уровня». В данный момент в очереди на Р. стоит другой исполин — Малый театр.

2. Явление в искусстве, связанное с кропотливым воссозданием балетов по сохранившимся записям, рисункам, воспоминаниям. Больше и лучше всех реконструкцией занимается Сергей Вихарев, поставивший «Спящую красавицу» и «Пробуждение Флоры» в Мариинском театре, «Коппелию» в Новосибирском театре оперы и балета.

Русский психологический театр

также употр. близкое «Русский репертуарный театр», — наше все, главное достижение театрального искусства в ХХ веке. Сейчас Р.п.т. в традиционном понимании находится в сложных отношениях с изменившейся реальностью, ставя под сомнение саму возможность психологического проживания роли на сцене. В последние годы понятия Р.п.т. и русского репертуарного театра стали синонимами: в советское время это была законченная модель театра, а сегодня и то и другое оказалось под угрозой исчезновения.

Ребрендинг

понятие продуманной маркетинговой стратегии, вошло в театральный словарь недавно: ни один театр, ставший на путь обновления, не обходится без Р., а потому спешно перерисовывает логотип и афиши. В отдельных случаях Р. предполагает и более глубокую работу, направленную прежде всего на формулирование миссии, целей и задач организации. Через Р. прошли Театр им. Маяковского, Театр им. Ермоловой, Театр им. Пушкина, Центр им. Мейерхольда.