slovar-s

Стендап

популярнейший в Великобритании и США жанр сольного юмористического выступления, долго не прививаемый на российскую почву. Первой серьезной, но не слишком эффективной попыткой внедрить С. в театральную жизнь Москвы был фестиваль, который в 2005-м провела Елена Ковальская. Сейчас наблюдается новая волна интереса к С. среди актеров и публики. Один из успешных примеров С. в российском театре — спектакль «Узбек» Талгата Баталова.

Сторителлинг

если дословно, то это искусство рассказывать истории. Жанр, чрезвычайно популярный в США и Европе, совсем недавно стал известен в России, но быстро прижился и теперь стремительно захватывает все большее количество участников и зрителей. Главным проводником жанра в отечественном театре стала режиссер Елена Новикова в «Мастерской сторителлинга», созданной при «ЦИМе». Спектакли «Мастерской» ориентированы на семейную аудиторию, поэтому здесь можно услышать сказки, легенды, мифы и мировую классику в понятной для детей форме.

slovar-r

Реконструкция

1. Любимое и высокобюджетное развлечение высокопоставленных худруков и директоров театров. Так, Р. Большого театра, начавшаяся в 2005 году и завершившаяся к 2011 году, стоила около 35,4 млрд рублей. Как сказано на сайте Большого: «Реставрация и реконструкция основного здания Большого театра стала колоссальным проектом мирового уровня». В данный момент в очереди на Р. стоит другой исполин — Малый театр.

2. Явление в искусстве, связанное с кропотливым воссозданием балетов по сохранившимся записям, рисункам, воспоминаниям. Больше и лучше всех реконструкцией занимается Сергей Вихарев, поставивший «Спящую красавицу» и «Пробуждение Флоры» в Мариинском театре, «Коппелию» в Новосибирском театре оперы и балета.

Русский психологический театр

также употр. близкое «Русский репертуарный театр», — наше все, главное достижение театрального искусства в ХХ веке. Сейчас Р.п.т. в традиционном понимании находится в сложных отношениях с изменившейся реальностью, ставя под сомнение саму возможность психологического проживания роли на сцене. В последние годы понятия Р.п.т. и русского репертуарного театра стали синонимами: в советское время это была законченная модель театра, а сегодня и то и другое оказалось под угрозой исчезновения.

Ребрендинг

понятие продуманной маркетинговой стратегии, вошло в театральный словарь недавно: ни один театр, ставший на путь обновления, не обходится без Р., а потому спешно перерисовывает логотип и афиши. В отдельных случаях Р. предполагает и более глубокую работу, направленную прежде всего на формулирование миссии, целей и задач организации. Через Р. прошли Театр им. Маяковского, Театр им. Ермоловой, Театр им. Пушкина, Центр им. Мейерхольда.

slovar-b

Блогеры

люди, занявшие важное место в структуре российского общества в последнее десятилетие. Среди вездесущих Б. есть и те, кто пишет о театре. По оперативности и бескомпромиссности их отзывы на спектакли нередко дают фору дипломированным театральным критикам. В 2006 году был создан отдельный интернет-портал «Театральные дневники», где каждый может оставить свой отзыв об увиденном спектакле. Примеры: arlekin, skaska-skazok, leonidnovikov, lev-semerkin, zenzinich, lotta20

 

slovar-n

Нелинейный театр

термин, придуманный режиссером Юрием Бутусовым. В Н.т. сценическая ткань спектакля строится по принципу монтажа, алогичного соединения элементов. Драматургический сюжет сам по себе перестает быть движущей силой спектакля, одни и те же сцены могут повторяться и проигрываться несколько раз подряд. В творчестве Бутусова точкой отсчета стал спектакль «Чайка» в театре «Сатирикон».

 

«Ночь в театре»

новый театральный формат, продолжение проектов «Ночь в музее» и «Ночь в кино». Первая масштабная «Н.в т.» случилась с 26 на 27 марта 2013 года и охватила 17 московских театров. Родоначальником стала «Театральная бессонница», вот уже несколько лет проводимая недремлющей группой vottebe.

 

«Новая драма»

термин, заимствованный у предшественников (исторически «Н.д.» называли пьесы Ибсена, Стриндберга, Гауптмана, Чехова) для обозначения новой драматургической волны, возникшей в начале 90-х и оформившейся за два десятилетия в художественное направление. Сосредоточенная на фиксации и изучении повседневности «Н.д.» разрушила многие табу в театре. Идеологи и пропагандисты «Н.д.»: Михаил Угаров, Владимир и Олег Пресняковы, Василий Сигарев, Вячеслав и Михаил Дурненковы, Максим Курочкин, Юрий Клавдиев, Павел Пряжко и др.

 

Ноль-позиция

понятие, введенное режиссером и драматургом Михаилом Угаровым, принципиальное для эстетики «Театр.doc». «Н.-п. — это ничему не давать оценку» (Михаил Угаров).

slovar-ju

Юбилей

существующий испокон века праздник по поводу круглой даты в жизни человека или организации, Ю. стал в последние пару лет особым и крайне популярным театральным жанром. Условным началом тенденции можно считать 90-летие Театра им. Маяковского, когда зрители провели в театре целый день и имели возможность заглянуть во все уголки театра, наблюдать и участвовать в его внутренней жизни. Далее последовали Ю. Театра им. Вахтангова (90 лет), Московского художественного театра (115 лет), Театра-студии под руководством Табакова (20 лет). Принципиально иным подходом в праздновании круглой даты стал проект группы юбилейного года в Театре на Таганке (50 лет), главной целью которого стало не чествование театра, а осмысление и рефлексия пройденного им пути.

slovar-i

Интерактивность

степень вовлеченности зрителя в действие спектакля. Чаще всего это выражается в прямом физическом воздействии на зрителя, даже принуждение его к участию в спектакле.