slovar-ju

Юбилей

существующий испокон века праздник по поводу круглой даты в жизни человека или организации, Ю. стал в последние пару лет особым и крайне популярным театральным жанром. Условным началом тенденции можно считать 90-летие Театра им. Маяковского, когда зрители провели в театре целый день и имели возможность заглянуть во все уголки театра, наблюдать и участвовать в его внутренней жизни. Далее последовали Ю. Театра им. Вахтангова (90 лет), Московского художественного театра (115 лет), Театра-студии под руководством Табакова (20 лет). Принципиально иным подходом в праздновании круглой даты стал проект группы юбилейного года в Театре на Таганке (50 лет), главной целью которого стало не чествование театра, а осмысление и рефлексия пройденного им пути.

slovar-k

Контрактная система

устоявшийся в разговорной речи термин, обозначающий возможность заключать срочные трудовые договоры. Болевая точка в организации трудовых отношений во многих театрах. Горячие споры, не дающие театру перейти на систему срочных договоров, неизбежно приводят к разговору о гибели русского репертуарного театра вот уже более 20 лет.

 

Культурные центры

бывшие дома культуры, переформатированием которых занялся московский Департамент культуры. Один из ярких и успешных примеров — культурный центр «ЗИЛ», организованный по принципу творческого клуба, где нашлось место для образовательных программ, лекториев, занятий танцем, библиотеки, кружков и студий. За ним последовал бывший ДК «Москвич». Своей очереди ждут и другие.

slovar-o

Открытая площадка

форма организации сценического пространства, главной функцией которого является прокат спектаклей свободных и «бездомных» трупп. В Москве главными О.п. являются «Центр им. Мейерхольда» и театральный центр «На Страстном».

slovar-t

Театр для горшечников

то есть для совсем маленьких детей. На афише спектакля стоит призывная цифра 0+, и на вас не будут ругаться, если ребенок вдруг захнычет и захочет на горшок или на руки.

Театр художника

явление, о котором заговорили после спектакля «Недосказки» Дмитрия Крымова и его студентов-сценографов. Естественное для западного театра явление, связанное с развитием визуального искусства, в России появилось с запозданием и продолжает оставаться чем-то выходящим за привычные рамки. Т.х. подразумевает доминирование в спектакле визуальности как главного генератора смыслов. Помимо «Лаборатории Дмитрия Крымова» к Т.х. можно с некоторой натяжкой отнести работы Александра Шишкина и Ксении Перетрухиной.

Трансляции спектаклей

явление последнего десятилетия, связанное с развитием современных технологий. Т.с. могут осуществляться через спутник и интернет. В России первыми, кто начал этим заниматься, был проект «Культу.ru!» Игоря Овчинникова. Начав с Т.с. Товстоногова, Ефремова, Эфроса, Захарова, Фоменко, Додина, «Культу.ru!» стал работать с современным театром.

Другой формат — показы спектаклей на экранах кинотеатров, осуществляемые компанией CoolConnection последние три года. В зоне внимания CoolConnection — ведущие мировые театры: Метрополитен-опера, Королевский национальный театр, Нидерландский театр танца.

slovar-m

Междисциплинарный

модное слово последних лет, используемое в тех случаях, когда не знаешь, к какому жанру отнести увиденное. Это существование театра на стыке жанров, его пресловутая синтетичность.

slovar-v

Вербатим

драматургическая техника, в основе которой лежит фиксация устной речи реальных людей, интервью, записанные разговоры (часто случайные) на улицах, в магазинах, на вокзалах и пр. В В. важно не только то, о чем говорят персонажи, но и то, как они говорят. Из неприглаженных диалогов должен родиться тот настоящий шершавый мир, в поисках которого и пребывали создатели В. Главным пропагандистом В. стал «Театр.doc», успешно прививающий эту технику в разных городах. Примеры спектаклей: «Горько!» (Театр им. Ленинского комсомола, Прокопьевск), «Подросток с правого берега» (Театр юного зрителя, Красноярск), «Это тоже я» (Театр «Практика», Москва), «Папа» (театр «18+», Ростов-на-Дону).

Видеоарт

медленно, но верно это направление в медиаискусстве начинает проникать и на территорию российского театра. В основе его лежит использование видеотехнологий и компьютерной графики. Примеры спектаклей: «Счастье» Андрея Могучего, «Год, когда я не родился» и «Карамазовы» Константина Богомолова, «Гамлет. Коллаж» Робера Лепажа, «Ручейник, или Куда делся Андрей» Семена Александровского, «Shoot/Get Treasure/Repeat» и «Запертая дверь» театра Post.

Визуальный театр

явление, ставшее популярным на рубеже ХХ–ХХI веков, связанное с развитием технологий, изобразительного и современного искусства, техники видеоарта и др. В.т. существует на границе жанров, сочетая драму с танцем, цирком, куклами, изобразительный искусством и медиатехнологиями. Представители В.т.: Филипп Жанти, Ромео Кастеллуччи, Даниэле Финци Паска, Театр АХЕ, Дмитрий Крымов.

Встреча с президентом

сложившаяся в нулевые годы традиция встречи театральных деятелей с президентом как форма публичной коммуникации власти и театрального сообщества. В последнее время подобные коммуникации могут быть чреваты удивительными последствиями (см. встречу во Пскове ).