slovar-b

Блогеры

люди, занявшие важное место в структуре российского общества в последнее десятилетие. Среди вездесущих Б. есть и те, кто пишет о театре. По оперативности и бескомпромиссности их отзывы на спектакли нередко дают фору дипломированным театральным критикам. В 2006 году был создан отдельный интернет-портал «Театральные дневники», где каждый может оставить свой отзыв об увиденном спектакле. Примеры: arlekin, skaska-skazok, leonidnovikov, lev-semerkin, zenzinich, lotta20

 

slovar-ts

«Цех»

международный центр танца и перфоманса, созданный в 2000 году по инициативе участников театра танца «Кинтеник» и танцевальной компании «По.В.С.Танцы». «Ц.» — в первую очередь фестиваль современного танца. Его цель — развитие молодого жанра как в Москве, так и в России. «Ц.» внес огромный вклад в привлечение профессионального и зрительского внимания к современному танцу и перформансу. При «Ц.» также существует школа танца.

«Центр им. Мейерхольда»

одно из самых важных мест в московской театральной географии. Созданный в 1991 году «Ц.и.М.» значительно менялся структурно и идеологически. Сегодня «Ц.и.М.» не только открытая площадка (важный объект в фестивальной деятельности), но и генератор театральных экспериментов и поисков, лаборатория по модернизации театра. Значительной составляющей «Ц.и.М.» являются образовательные программы (см. «Школа театрального лидера»)

slovar-g

«Гоголь-центр»

(бывш. Театр им. Гоголя) — результат реформирования репертуарного театра, осуществленного творческой командой во главе с режиссером Кириллом Серебренниковым. За год существования «Г.-ц.» стал местом притяжения новой театральной публики, протоптавшей дорожку мимо злачных задворков Курского вокзала. «Г.-ц.» представляет принципиально новую форму организации театрального дела, при которой в репертуарном театре существует система резиденций. Репертуар театра выстраивается по блочной схеме, когда один спектакль отыгрывается несколько вечеров подряд. «Г.-ц.» — пространство для дискуссионных клубов, концертов и творческих встреч, в нем есть книжный магазин, симпатичный и доступный бар-буфет. Также это первый театр, организующий громкие кинопремьеры.

Горизонтальный театр

театр, отрицающий мир с традиционной системой координат, где есть четкое разделение на добро и зло, прекрасное и безобразное, дьявольское и божественное. Это закономерная и естественная реакция театра на эпоху после двух мировых войн и последствие прививки постмодернизма в искусстве. Г.т. призывает к работе ум, а не сердце зрителя, настаивая на критическом анализе окружающей действительности. Это искусство провокативно, оно будоражит зрителя и не стремится вызвать в нем сопереживание и катарсис. Оно наполнено безнадежностью, одиночеством, эсхатологическим ощущением конца. Примеры: творчество Ромео Кастеллуччи, Томаса Остермайера, Оскараса Коршуноваса, Константина Богомолова и др.

slovar-z

Зрительский театр

тип театра, в котором репертуарная политика ориентирована на создание качественных и окупаемых спектаклей. З.т. не ставит перед собой задачи развития и поиска нового сценического языка, но это не означает, что он лишен художественной составляющей и неизбежно скатывается в антрепризу. Один из ярчайших примеров зрительского спектакля — «Номер 13» в Московском художественном театре. Спектакли Евгения Писарева и Константина Райкина — также часто примеры З.т.

slovar-f

Фестиваль

стремительно вошедшая в театральную жизнь страны в начале 90-х форма организации показа спектаклей, объединенных единой концепцией. За два десятилетия фестивальная жизнь страны разрослась в целую сеть, невиданную в советские годы. Ф. делятся на российские и международные. Крупнейшие Ф.: Чеховский, «Золотая Маска», «NET — Новый европейский театр», «Реальный театр», «Сибирский транзит», «Красноярский код», Ф. «Балтийский дом», Дягилевский Ф. И др.

«Фоменки»

собирательное имя труппы театра «Мастерская Петра Фоменко», родившегося из курса на режиссерском факультете в ГИТИСе, выпущенного Петром Фоменко в 1993 году. Аналогичным образом позже уменьшительно-ласкательные прозвища появились и у других студенческих курсов: «женовачи» — ученики Сергея Женовача, «кудряши» — ученики Олега Кудряшова, «камни» — ученики Евгения Каменьковича и др.

ФЗ-44

«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 22.03.2013. Этот закон (отменивший ФЗ-94) устанавливает новую систему регулирования процесса закупок услуг для бюджетных учреждений и органов власти. Теперь каждый год учреждение обязано составить план закупок, в котором должны быть определены: объект, объем финансирования, сроки, в какой период, когда и что закупается, обоснование, начальная цена, выбор поставщика. Новый закон вводит контрактную систему — единую информационную систему обо всех закупках, что создает возможности полного общественного контроля за закупочным процессом (эта система должна начать работать с 2017 года). Короткая аббревиатура ФЗ стала самым страшным мемом для театральных людей.

slovar-v

Вербатим

драматургическая техника, в основе которой лежит фиксация устной речи реальных людей, интервью, записанные разговоры (часто случайные) на улицах, в магазинах, на вокзалах и пр. В В. важно не только то, о чем говорят персонажи, но и то, как они говорят. Из неприглаженных диалогов должен родиться тот настоящий шершавый мир, в поисках которого и пребывали создатели В. Главным пропагандистом В. стал «Театр.doc», успешно прививающий эту технику в разных городах. Примеры спектаклей: «Горько!» (Театр им. Ленинского комсомола, Прокопьевск), «Подросток с правого берега» (Театр юного зрителя, Красноярск), «Это тоже я» (Театр «Практика», Москва), «Папа» (театр «18+», Ростов-на-Дону).

Видеоарт

медленно, но верно это направление в медиаискусстве начинает проникать и на территорию российского театра. В основе его лежит использование видеотехнологий и компьютерной графики. Примеры спектаклей: «Счастье» Андрея Могучего, «Год, когда я не родился» и «Карамазовы» Константина Богомолова, «Гамлет. Коллаж» Робера Лепажа, «Ручейник, или Куда делся Андрей» Семена Александровского, «Shoot/Get Treasure/Repeat» и «Запертая дверь» театра Post.

Визуальный театр

явление, ставшее популярным на рубеже ХХ–ХХI веков, связанное с развитием технологий, изобразительного и современного искусства, техники видеоарта и др. В.т. существует на границе жанров, сочетая драму с танцем, цирком, куклами, изобразительный искусством и медиатехнологиями. Представители В.т.: Филипп Жанти, Ромео Кастеллуччи, Даниэле Финци Паска, Театр АХЕ, Дмитрий Крымов.

Встреча с президентом

сложившаяся в нулевые годы традиция встречи театральных деятелей с президентом как форма публичной коммуникации власти и театрального сообщества. В последнее время подобные коммуникации могут быть чреваты удивительными последствиями (см. встречу во Пскове ).