slovar-n

Нелинейный театр

термин, придуманный режиссером Юрием Бутусовым. В Н.т. сценическая ткань спектакля строится по принципу монтажа, алогичного соединения элементов. Драматургический сюжет сам по себе перестает быть движущей силой спектакля, одни и те же сцены могут повторяться и проигрываться несколько раз подряд. В творчестве Бутусова точкой отсчета стал спектакль «Чайка» в театре «Сатирикон».

 

«Ночь в театре»

новый театральный формат, продолжение проектов «Ночь в музее» и «Ночь в кино». Первая масштабная «Н.в т.» случилась с 26 на 27 марта 2013 года и охватила 17 московских театров. Родоначальником стала «Театральная бессонница», вот уже несколько лет проводимая недремлющей группой vottebe.

 

«Новая драма»

термин, заимствованный у предшественников (исторически «Н.д.» называли пьесы Ибсена, Стриндберга, Гауптмана, Чехова) для обозначения новой драматургической волны, возникшей в начале 90-х и оформившейся за два десятилетия в художественное направление. Сосредоточенная на фиксации и изучении повседневности «Н.д.» разрушила многие табу в театре. Идеологи и пропагандисты «Н.д.»: Михаил Угаров, Владимир и Олег Пресняковы, Василий Сигарев, Вячеслав и Михаил Дурненковы, Максим Курочкин, Юрий Клавдиев, Павел Пряжко и др.

 

Ноль-позиция

понятие, введенное режиссером и драматургом Михаилом Угаровым, принципиальное для эстетики «Театр.doc». «Н.-п. — это ничему не давать оценку» (Михаил Угаров).

slovar-ch

Чес

жаргонизм, имеющий непосредственное отношение к антрепризе и ее прокату. Чесовый спектакль — спектакль, производящийся на вывоз, лишенный художественного содержания и не скрывающий своей халтурной сущности. Цель Ч. — «срубить бабла», не больше и не меньше.

Читка

публичное представление текста пьесы, очищенного от актерской интерпретации и режиссерского решения. За последние два десятилетия Ч. оформилась как самостоятельный и полноценный жанр. Торжество Ч. — драматургические фестивали «Любимовка», «Текстура», «Коляда-Plays» и др.

slovar-m

Междисциплинарный

модное слово последних лет, используемое в тех случаях, когда не знаешь, к какому жанру отнести увиденное. Это существование театра на стыке жанров, его пресловутая синтетичность.

slovar-l

Лаборатории Лоевского

примерно с середины 90-х Олег Лоевский, театральный критик и организатор фестиваля «Реальный театр», начал проводить режиссерские лаборатории в Екатеринбурге. Меняя формат лабораторий, Лоевский распространил их в Красноярске, Челябинске, Новосибирске, Ростове, Казани, Улан-Удэ и других городах, наводнив провинцию молодыми режиссерами, чьи имена потом стали известны в Москве и Питере. «Лаборатория — это очистительная клизма репертуарному театру» (Олег Лоевский).

slovar-p

Папье-маше

слово-образ, характеризующее реконструкцию Большого театра. По словам Николая Цискаридзе, именно этот материал наряду с пластмассой заменил оригинальную лепнину при реконструкции старинного здания.

«Платформа»

новая площадка, появившаяся на территории «Винзавода» в 2011 году, целью которой стала актуализация пространства с целью эксперимента в смежных видах искусств, будь то театр, мультимедиа, современная музыка или contemporary dance.

Постдраматический театр

термин, сформулированный немецким театроведом Ханс-Тисом Леманом, написавшим фундаментальное исследование нового этапа в развитии театра. Одна из основных примет П.т. — его уход и даже отказ от драматического текста, который перестает быть доминантой при постановке спектакля. В П.т. происходит окончательное стирание границ между различными видами искусства. Книга «Постдраматический театр» была издана в 1999 году и вела отсчет исследования с конца 70-х годов ХХ века. На русский язык книга Лемана была переведена в 2013 году.

Петербургский театральный журнал

одно из главных периодических изданий о театре. За 20 лет существования, с 1992-го, журнал превратился в настоящую энциклопедию постсоветского театрального пространства. Если попытаться придумать обобщающий образ редакции П.т.ж., то это будет неутомимая путешественница, охватывающая пытливым и любящим взором всю театральную карту страны и открывающая немало новых имен. Журнал возглавляет бессменный главный редактор Марина Дмитревская.

slovar-i

Интерактивность

степень вовлеченности зрителя в действие спектакля. Чаще всего это выражается в прямом физическом воздействии на зрителя, даже принуждение его к участию в спектакле.