slovar-i

Интерактивность

степень вовлеченности зрителя в действие спектакля. Чаще всего это выражается в прямом физическом воздействии на зрителя, даже принуждение его к участию в спектакле.

slovar-g

«Гоголь-центр»

(бывш. Театр им. Гоголя) — результат реформирования репертуарного театра, осуществленного творческой командой во главе с режиссером Кириллом Серебренниковым. За год существования «Г.-ц.» стал местом притяжения новой театральной публики, протоптавшей дорожку мимо злачных задворков Курского вокзала. «Г.-ц.» представляет принципиально новую форму организации театрального дела, при которой в репертуарном театре существует система резиденций. Репертуар театра выстраивается по блочной схеме, когда один спектакль отыгрывается несколько вечеров подряд. «Г.-ц.» — пространство для дискуссионных клубов, концертов и творческих встреч, в нем есть книжный магазин, симпатичный и доступный бар-буфет. Также это первый театр, организующий громкие кинопремьеры.

Горизонтальный театр

театр, отрицающий мир с традиционной системой координат, где есть четкое разделение на добро и зло, прекрасное и безобразное, дьявольское и божественное. Это закономерная и естественная реакция театра на эпоху после двух мировых войн и последствие прививки постмодернизма в искусстве. Г.т. призывает к работе ум, а не сердце зрителя, настаивая на критическом анализе окружающей действительности. Это искусство провокативно, оно будоражит зрителя и не стремится вызвать в нем сопереживание и катарсис. Оно наполнено безнадежностью, одиночеством, эсхатологическим ощущением конца. Примеры: творчество Ромео Кастеллуччи, Томаса Остермайера, Оскараса Коршуноваса, Константина Богомолова и др.

slovar-zh

Журнал «Театр»

одно из старейших периодических изданий о театре, выходящее с 1937 года. История журнала — «жизнь в искусстве», отразившая не одну эпоху в русском театре. К нулевым годам журнал утратил свой авторитет и общественную роль. Возрождение «Т.», его концептуальное переформатирование случилось в 2010 году по инициативе группы театральных критиков и не без помощи Союза театральных деятелей РФ. Главный редактор журнала — Марина Давыдова.

slovar-v

Вербатим

драматургическая техника, в основе которой лежит фиксация устной речи реальных людей, интервью, записанные разговоры (часто случайные) на улицах, в магазинах, на вокзалах и пр. В В. важно не только то, о чем говорят персонажи, но и то, как они говорят. Из неприглаженных диалогов должен родиться тот настоящий шершавый мир, в поисках которого и пребывали создатели В. Главным пропагандистом В. стал «Театр.doc», успешно прививающий эту технику в разных городах. Примеры спектаклей: «Горько!» (Театр им. Ленинского комсомола, Прокопьевск), «Подросток с правого берега» (Театр юного зрителя, Красноярск), «Это тоже я» (Театр «Практика», Москва), «Папа» (театр «18+», Ростов-на-Дону).

Видеоарт

медленно, но верно это направление в медиаискусстве начинает проникать и на территорию российского театра. В основе его лежит использование видеотехнологий и компьютерной графики. Примеры спектаклей: «Счастье» Андрея Могучего, «Год, когда я не родился» и «Карамазовы» Константина Богомолова, «Гамлет. Коллаж» Робера Лепажа, «Ручейник, или Куда делся Андрей» Семена Александровского, «Shoot/Get Treasure/Repeat» и «Запертая дверь» театра Post.

Визуальный театр

явление, ставшее популярным на рубеже ХХ–ХХI веков, связанное с развитием технологий, изобразительного и современного искусства, техники видеоарта и др. В.т. существует на границе жанров, сочетая драму с танцем, цирком, куклами, изобразительный искусством и медиатехнологиями. Представители В.т.: Филипп Жанти, Ромео Кастеллуччи, Даниэле Финци Паска, Театр АХЕ, Дмитрий Крымов.

Встреча с президентом

сложившаяся в нулевые годы традиция встречи театральных деятелей с президентом как форма публичной коммуникации власти и театрального сообщества. В последнее время подобные коммуникации могут быть чреваты удивительными последствиями (см. встречу во Пскове ).

 

 

slovar-p

Папье-маше

слово-образ, характеризующее реконструкцию Большого театра. По словам Николая Цискаридзе, именно этот материал наряду с пластмассой заменил оригинальную лепнину при реконструкции старинного здания.

«Платформа»

новая площадка, появившаяся на территории «Винзавода» в 2011 году, целью которой стала актуализация пространства с целью эксперимента в смежных видах искусств, будь то театр, мультимедиа, современная музыка или contemporary dance.

Постдраматический театр

термин, сформулированный немецким театроведом Ханс-Тисом Леманом, написавшим фундаментальное исследование нового этапа в развитии театра. Одна из основных примет П.т. — его уход и даже отказ от драматического текста, который перестает быть доминантой при постановке спектакля. В П.т. происходит окончательное стирание границ между различными видами искусства. Книга «Постдраматический театр» была издана в 1999 году и вела отсчет исследования с конца 70-х годов ХХ века. На русский язык книга Лемана была переведена в 2013 году.

Петербургский театральный журнал

одно из главных периодических изданий о театре. За 20 лет существования, с 1992-го, журнал превратился в настоящую энциклопедию постсоветского театрального пространства. Если попытаться придумать обобщающий образ редакции П.т.ж., то это будет неутомимая путешественница, охватывающая пытливым и любящим взором всю театральную карту страны и открывающая немало новых имен. Журнал возглавляет бессменный главный редактор Марина Дмитревская.

slovar-r

Реконструкция

1. Любимое и высокобюджетное развлечение высокопоставленных худруков и директоров театров. Так, Р. Большого театра, начавшаяся в 2005 году и завершившаяся к 2011 году, стоила около 35,4 млрд рублей. Как сказано на сайте Большого: «Реставрация и реконструкция основного здания Большого театра стала колоссальным проектом мирового уровня». В данный момент в очереди на Р. стоит другой исполин — Малый театр.

2. Явление в искусстве, связанное с кропотливым воссозданием балетов по сохранившимся записям, рисункам, воспоминаниям. Больше и лучше всех реконструкцией занимается Сергей Вихарев, поставивший «Спящую красавицу» и «Пробуждение Флоры» в Мариинском театре, «Коппелию» в Новосибирском театре оперы и балета.

Русский психологический театр

также употр. близкое «Русский репертуарный театр», — наше все, главное достижение театрального искусства в ХХ веке. Сейчас Р.п.т. в традиционном понимании находится в сложных отношениях с изменившейся реальностью, ставя под сомнение саму возможность психологического проживания роли на сцене. В последние годы понятия Р.п.т. и русского репертуарного театра стали синонимами: в советское время это была законченная модель театра, а сегодня и то и другое оказалось под угрозой исчезновения.

Ребрендинг

понятие продуманной маркетинговой стратегии, вошло в театральный словарь недавно: ни один театр, ставший на путь обновления, не обходится без Р., а потому спешно перерисовывает логотип и афиши. В отдельных случаях Р. предполагает и более глубокую работу, направленную прежде всего на формулирование миссии, целей и задач организации. Через Р. прошли Театр им. Маяковского, Театр им. Ермоловой, Театр им. Пушкина, Центр им. Мейерхольда.