«Но мы живем в совершенно другой стране»

Спектакль Александра Назарова «Правила поведения в современном обществе», поставленный на малой сцене РАМТа, открыл для театралов Нелли Уварову, а вместе с ней французского драматурга Жан-Люка Лагарса, интеллектуала левого толка. Спектакль, сделанный в жанре лекции, представлял собой кодекс старинных буржуазных правил, в мельчайших подробностях регламентировавших жизнь добропорядочного гражданина. В 2005 году моноспектакль РАМТа был номинирован на «Золотую Маску» как лучший спектакль малой формы, а Нелли Уварова — как лучшая исполнительница женской роли.

Правила поведения в современном обществе» — это, собственно, лекция. Некая молодая особа (в спектакле ее играет миловидная и способная Нелли Уварова) подробно и утомительно каталогизирует жизнь обычного француза (француженки) от рождения до кончины. И выясняется, что все в этой жизни предопределено вплоть до самых мелочей. Совершенно точно известно, как должен быть одет юноша, явившийся на смотрины к родителям будущей жены. В какой момент невеста должна воскликнуть: «Ах!» Кто должен стать крестным для первенца, а кто крестной для второго ребенка. Как именно они должны заботиться о своем подопечном. Какой длины должна быть фата на немолодой невесте. С каким выражением лица надлежит стоять у аналоя. Сколько длится траур по супругу. Через сколько месяцев можно сменить черные одежды на темно-коричневые, темно-коричневые на темно-фиолетовые, те на какие-то еще. Скоро ли скорбящий(ая) может прийти на танцы (но пока не танцевать, а только смотреть на танцующих).

Человек в современном обществе, кажущемся таким свободным, на самом деле: а) тотально несвободен, б) не имеет права быть бедным (без денег тебе лучше вовсе не жениться, не рожать детей, не становиться крестным, ибо без денег практически ничего невозможно сделать по правилам). Лицемерие возведено в этом обществе в принцип. Тут все делается по разнарядке. Надо раз в неделю навещать родителей — будут навещать. Надо заботиться о крестниках — будут заботиться. Надо подарить на крестины сундук с подарками (подробно перечисляется, что в него следует положить) — подарят. Тут сам бог велел стать левым, послать к чертовой матери весь этот предсказуемо-скучный кафкианский мир. Нарушить правила. Записаться в исключения. Любой умный человек, живущий в стране, описанной Лагарсом (экзистенциальную составляющую его пьесы мы сейчас намеренно выносим за скобки), просто вынужден сделать это. Но мы живем в совершенно другой стране.

Марина Давыдова, газета «Известия»

Безусловно, занимать зрителя исключительно собственной персоной на протяжении пусть даже и совсем недолгого спектакля — крайне трудно: за партнера не спрячешься, дух не переведешь, а уж если позабыл текст или последовательность действий — никто не поможет. Да и одиночество, даже сценическое, пережить непросто. А с другой стороны, уж когда зрители аплодируют и восторгаются на моноспектакле — это победа полная, которую ни с кем, кроме разве что режиссера, делить не надо. С такой победой можно поздравить актрису Нелли УВАРОВУ, сыгравшую спектакль «Правила поведения в современном обществе» на Маленькой сцене Российского молодежного театра.

 «Родиться несложно, умереть — легко. Но как прожить между этими двумя событиями?» — вопрошает обаятельная старомодная барышня в коричневом школьном платье и дамской шляпке с вуалеткой… и на протяжении полутора часов отвечает на этот вопрос. Спектакль имеет подзаголовок «просто лекция», а значит, в наличии лектор (точнее лекторша), кафедра, доска и набор наглядных пособий. Начинается все, как и было уже упомянуто, с «рождения», а вместе с ним немедленно начинаются трудности, которые можно преодолеть лишь неукоснительным соблюдением традиций, правовых норм и правил. Как трудности, так и традиции нормы — не наши, а французские и, кроме того, здорово устаревшие. Проблема определения пола младенца, регистрации его, выбора крестных родителей, последовательности действий при крещении, нарядов, подарков, схема приглашения и рассадки гостей за праздничным столом — все это лекторша, иногда напоминающая клоунессу, подробно объясняет на забавной смеси сухих канцеляризмов, трезвых банальностей и неожиданных острот.

Марта Вешкина, газета «Новые известия»

Текст Лагарса аскетичен, режиссер сделал его игровым. На сцене появились вырезанные из светлого картона крестный отец и крестная мать и картонная же собачка, пугающая нервную лекторшу. Она вытаскивает на сцену людей из зала: на живых, то отбивающихся, то подыгрывающих ей манекенах ученая дама демонстрирует, как должен себя вести идеальный жених. Задники маленькой сцены переворачиваются и превращаются в уставленные бутафорскими блюдами свадебные столы, висящий на вешалке мужской костюм олицетворяет истово выполняющего ритуал ухаживания кавалера, а лекторша горячится, сбивается, теряет бумаги, переодевается — и в конце концов доводит себя до изнеможения.

Алексей Филиппов, газета «Известия»